Нация пришельцев / Alien Nation (1988)

Нация пришельцев / Alien Nation (1988): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Чужая нация» / «Нация чужих» (варианты перевода названия), «Чувство будущего» / «Future Tense» (рабочее название), «За гранью духоты» / «Outer Heat» (рабочее название), «Космополицейский» / «Космокоп» / «Spacecop» (рабочее название).

США.

Продолжительность 91 минута.

Режиссёр Грэм Бейкер.

Автор сценария Рокни С. О’Бэннон.

Композитор Курт Собель.

Оператор Адам Гринберг.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, научная фантастика

Краткое содержание
К 1991-му году примерно триста тысяч так называемых «Новоприбывших» — инопланетян, чей космический корабль совершил вынужденное приземление в пустыне Мохаве, получили право жить среди людей. Сержант Мэттью Сайкс (Джеймс Каан), чей напарник Билл Таггл (Роджер Аарон Браун) погиб в перестрелке, вызывается поработать с Сэмом Франциско (Мэнди Патинкин), ставшим первым полицейским из числа пришельцев. Он надеется тем самым выйти на убийц друга.

Также в ролях: Теренс Стэмп (Уильям Харкурт), Кевин Мейджор Ховард (Редьярд Киплинг), Лесли Бевис (Кассандра), Питер Джейсон (Федорчук), Конрад Данн (Куинт), Джефф Кобер (Джошуа Стрейдер), Тони Симотес (Уайти), Тони Перес (Альтерес), Фрэнсис МакКарти (капитан Уорнер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.09.2017

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Нация пришельцев / Alien Nation (1988): кадр из фильма
Сработается с новым напарником?

Одним из рабочих названий ленты была версия «Outer Heat», что можно приблизительно перевести по смыслу как «За гранью духоты», имея в виду заложенные кинодраматургом отсылки к классическим произведениям: детективу «Душной южной ночью» /1967/ и телесериалу «За гранью возможного» /1963-65/. Однако с того момента, как сценарием заинтересовался Джеймс Кэмерон, продюсеры, включая его тогдашнюю супругу Гейл Энн Хёрд, сочли грехом не обыграть перекличку с прославленной дилогией – на тот момент – о противостоянии людей хищным чужим. Тем более что Рокни С. О’Бэннон очень кстати оказался однофамильцем Дэна, придумавшего (совместно с Рональдом Шуссеттом) жуткую космическую историю… Впрочем, в итоге маститый режиссёр отдал предпочтение другому «уфологическому» проекту, посвящённому загадкам океанической бездны, а не улиц американского мегаполиса. И хотя прежние работы Грэма Бейкера, включая пару хорроров, резонанса не вызвали, результат, в том числе коммерческий1, впечатлил. По иронии судьбы, «Нация пришельцев» стала исключением в карьере Рокни, чаще добивавшегося признания (именно в научной фантастике) на ТВ, притом что одноимённый телевизионный цикл, продержавшийся сезон – 22 эпизода, и пять (!) телефильмов-продолжений, к которым О’Бэннон прямого отношения уже не имел, пользовались средним спросом.

Нация пришельцев / Alien Nation (1988): кадр из фильма
На стрельбище для полицейских

Картина представляет собой интересный сплав элементов научной фантастики, нео-нуара и современного полицейского боевика – типичного cop buddy movie, в котором напарником неожиданно оказался гость из космоса. Новизна подхода заключается в том, что нежданные визитёры отнюдь не прибыли оккупировать Землю-матушку – наоборот, только и обрели свободу в условиях современного (западного, капиталистического) общества, поскольку являлись нацией невольников. Кинематографисты мастерски обыгрывают нестандартную ситуацию, причём Джеймс Каан нескрываемо наслаждается, изображая решительного блюстителя порядка. Мэттью надеялся банально использовать Сэма (точнее, «Джорджа», поскольку сочетание подобранных чиновниками имени и фамилии звучит слишком комично) втёмную, пойдя на нарушение внутренних процедур, но по мере общения с Новоприбывшим, оказавшимся, вопреки первому впечатлению, преданным и по-своему неглупым существом, изменил мнение. Естественно, всё это приобретает актуальный подтекст, прочитывается намёком не просто на стремление американцев изжить расизм, но и на известную идеологическую установку – Соединённые Штаты как гигантский плавильный котёл. Дескать, они способны ассимилировать даже нацию пришельцев! К тому же, в ходе расследования вскрывается преступный заговор, цель которого – вернуть инопланетян (при помощи сильнодействующего наркотика) в состояние рабства, попутно сколотив состояние… В разгар «рейганомики» подобные утверждения звучали убедительно, но сейчас – в свете обострения проблем с мигрантами (правда, это в первую очередь касается Европы, а не США) – представляются сомнительными. Будет интересно посмотреть, как выйдут из положения создатели римейка, если идею удастся претворить в жизнь.

.

__________
1 – При бюджете $16 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $25,2 млн. и ещё $6,9 млн. принесла демонстрация за рубежом.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Дайджест в дайджесте // Видео Дайджест. – 1990, № 04. – С. 68-72.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+