Перекрёсток Миллера / Miller’s Crossing (1990)

Эшпай Валентин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Джоэл Коэн // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 162.

Валентин А. ЭШПАЙ

Американские режиссеры поколения «бейби-бум»

(отрывки из новой редакции книги 100 режиссеров американского кино»)

ДЖОЭЛ КОЭН

Родился в Сент-Луис Парке (штат Мэн) в 1965 году.

Окончил факультет кино и телевидения Нью-йоркского университета. В свое время Питера Богдановича называли «крысой синематеки», имея в виду его увлеченность старым кинематографом. Джоэл и его брат – сценарист и продюсер Этан, с которым он тесно сотрудничает, такие же «крысы» 90-х.

Как и Богданович в начале 70-х, братья Коэны тоже подолгу не покидают просмотровые залы. И их творчество можно, пожалуй, назвать «неоретро». Их фильмы, помимо обычного черного гротеска и обилия цитат, отмечены тщательным прописыванием фактуры, дотошно стилизованной под тридцатые годы. Но в отличие от ретро 70-х с его приблизительностью «ностальгии вообще», новая, постмодернистская ретроволна – это кинематограф людей, проведших тотальную реконструкцию исходного стиля. (Обратите внимание, например, как по-разному носят шляпы Гэбриэл Бирн в «Перевале Миллера» и Роберт Редфорд в «Великом Гэтсби». У Редфорда она изящно сидит на макушке, а у Бирна – нахлобучена на уши. И, надо сказать, с исторической точки зрения Коэны носят шляпу более правильно. Тридцатые годы в их фильмах показаны в корреляции с современными поведенческими (и не только) стереотипами, а не являются только объектом ностальгических переживаний, как в ретро середины 70-х. Возможно в характеристике их творчества термин «неоклассицизм» будет вполне уместен. Вместе с тем, это живой, энергичный кинематограф с хорошим «развлекательным качеством». Братья любят изображать этаких немногословных ремесленников, делающих свое дело – без всяких там умствований – как в «старое доброе время».

Еще про цитаты. Обратите внимание на то, что «Бартон Финк» воспроизводит сюжетную схему «Сияния» Стенли Кубрика – писатель в поисках выхода из творческого тупика. Прототипом Финка является, очевидно, известный драматург того времени Клиффорд Одетс, а в лице Мейхью выведен Фолкнер голливудского периода. Впрочем, атмосфера «Бартона Финка» пропитана кафкианским духом, но и это, очевидно, является для Коэнов элементом игры с культурными архетипами.

Рецензируя последний фильм братьев «Зицпредседатель», критики назвали его зеркалом американского кино 30 – 50-х годов. А как здорово сделана реконструкция мини-сюжета – самоубийства бизнесмена посредством прыжка в окно небоскреба! Да, Коэны – одни из главных действующих лиц нынешнего кинематографа.

162

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+