Прокол / Blow Out (1981)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Уйди» (вариант перевода названия), «Персональные эффекты» / «Personal Effects» (рабочее название).
США.
Продолжительность 107 минут.
Режиссёр Брайан Де Пальма.
Авторы сценария Брайан Де Пальма, Билл Меск-мл. (без указания в титрах).
Композитор Пино Донаджио.
Оператор Вилмош Жигмонд.
Жанр: драма, детектив, триллер
Краткое содержание
Звукооператор Джек Терри (Джон Траволта), записывающий ночью звуковые эффекты в местном парке, становится свидетелем того, как автомобиль, пробив заграждение на мосту, падает в воду. Он спасает девушку по имени Салли (Нэнси Аллен), а уже потом, в больнице, узнаёт, что в салоне также находился уважаемый губернатор, наиболее вероятный претендент на пост Президента США. Понимая деликатность положения, Джек соглашается не распространяться о том, что сделал…
Также в ролях: Джон Литгоу (Бёрк), Деннис Франц (Манни Карп), Питер Бойден (Сэм), Курт Мэй (Донахью), Джон Аквино (детектив Мэки), Джон МакМартин (Лоуренс Генри), Дебора Эвертон (проститутка), Дж. Патрик МакНамара (детектив в госпитале).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.08.2016
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Коммерческая неудача1 этого фильма, обошедшегося в достаточно крупную сумму $18 млн. (правда, по некоторым данным, лишь половина составила величину производственного бюджета – остальное ушло на финансирование маркетинговой кампании), сыграла заметную роль не только в творчестве Брайана Де Пальмы, решившего переключиться на другие жанры и темы. Прохладное приятие зрителями – но не кинокритиками! – стилистически неординарной, затрагивающей остроактуальную проблематику и при этом не обделённой зрелищными достоинствами ленты послужило очередным свидетельством стремительного заката Нового Голливуда. Собственно, процессы были взаимосвязаны – и под давлением изменившихся обстоятельств, которые не мог не учитывать топ-менеджмент «фабрики грёз», как раз пришлось перестраиваться режиссёрам, ярко заявившим о себе в предшествовавшие десятилетие-полтора.
Отмеченная бесспорным, причём нарочито демонстрируемым, режиссёрским мастерством (долгий план без монтажных склеек!) экспозиция на поверку оказывается… черновым материалом, просматриваемым в монтажной. Здесь и насмешка над создателями бесчисленных кровавых слэшеров (звучащая двусмысленно, если принять во внимание эстетические пристрастия самого Брайана), и прозрачный намёк на то, что это – так, халтурка для ремесленника и лёгкая разминка для истинного художника. Настоящая жизнь (и настоящий кинематограф) начнётся позже. В оригинальном названии содержится отсылка («Blow Out» схоже с «Blow-Up») к такому уникальному кинопроизведению, как «Фотоувеличение» /1966/, оправдываемая сходственной фабульной предпосылкой: случайный человек фиксирует след – теперь в форме аудиозаписи, не снимка – важного происшествия, которое затем пытается реконструировать. Исход самостоятельного расследования, затеянного звукооператором, пожалуй, ещё трагичнее, чем у модного фотографа Томаса, в определённый момент решившего от греха подальше выбросить инцидент из памяти, приняв навязанные другими условности. Душераздирающий крик Салли, идеально подошедший для озвучивания злополучного эпизода убийства в душе, – слабое утешение… Но есть и принципиальные отличия от тех идей, что отстаивал Микеланджело Антониони.
Всё-таки Де Пальма, как американец, не мог позволить себе уйти в заоблачные дали, углубиться в солипсизм, поставить под сомнения основу основ: постепенно выясняется, что злополучное – и огромной, общенациональной значимости – событие имело место. Недосказанности он предпочитает, напротив, хорошо продуманную, изощрённую интригу, в которой высокий политический интерес парадоксальным образом пересекается с… персональными маниакальными наклонностями Бёрка. На то же работает сложный киноязык, на сей раз вобравший – помимо излюбленных тревеллингов – полиэкран. Ирония ситуации заключается в том, что Джек, человек далеко не идеальный (в частности, терзаемый чувством вины за гибель полицейского с установленным им микрофоном) и вынужденный зарабатывать участием в производстве третьеразрядной кинопродукции, оказывается чуть ли не идеальным гражданином. Но он, конечно, не в его силах остановить тяжёлую поступь Истории. Начавшись как детектив-триллер (или триллер-детектив), постепенно «Прокол» возносится до уровня философско-политической притчи, доводящей до жителей США мысль о том, что произошло что-то, что радикальным образом изменило законы существования общества и… осталось незамеченным. Произошло, быть может, и так, как показано Брайаном.
.
__________
1 – Кассовые сборы в национальном прокате составили $13,7 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Кудрявцев С. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 11. – С. 29.
Добавить комментарий