Шрек навсегда / Shrek Forever After (2010)
Другие названия: «Шрэк навсегда» (вариант перевода названия), «Шрек навсегда, последняя глава» / «Shrek Forever After the Final Chapter», «Последняя глава» / «The Final Chapter», «Навсегда: последняя глава» / «Forever After: The Final Chapter», «Шрек: последняя глава» / «Shrek: The Final Chapter» (альтернативные названия), «Шрек четвёртый» / «Shrek Goes Fourth», «Шрек 4» / «Shrek 4» (рабочие названия), «Шрек навсегда: опыт IMAX 3D» / «Shrek Forever After: An IMAX 3D Experience» (версия для сети IMAX), «Шрек 3D: последняя глава» / «Shrek 3D: The Final Chapter» (версия 3D).
США, Япония.
Продолжительность 93 минуты.
Режиссёр Майк Митчелл.
Авторы сценария Джош Клауснер, Даррен Лемке на основе книги Уильяма Стейга и (без указания в титрах) персонажей, придуманных Эндрю Адамсоном, Тедом Эллиотом, Терри Россио, Роджером С.Х. Шульманом, Мэттом Шайром, Джо Стиллманом; также – Алехандро Бин-Уиллнер.
Композитор Гарри Грегсон-Уильямс.
Оператор Йонг Дук Джун.
Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, комедия, семейный фильм, кинофантазия, мелодрама
Краткое содержание
Казалось бы, Шреку (озв. Майк Майерс) только и остаётся, что жить долго и счастливо с любимой принцессой Фионой (озв. Кэмерон Диас). Но… Дети без устали требуют внимания, жена не желает остановиться ни на минуту, даже старые верные друзья, Осёл (озв. Эдди Мерфи) и Кот в сапогах (озв. Антонио Бандерас), начинают раздражать докучливым однообразием. А уж окрестные жители вообще не принимают остепенившегося огра всерьёз. Словом, полноценный кризис среднего возраста, которым не упускает случая воспользоваться злой волшебник Румпельштильцхен (озв. Уолт Дорн), давно мечтающий изменить прошлое к собственной выгоде.
Роли также озвучивали: Джули Эндрюс (королева Лиллиан), Джон Клиз (король Гарольд), Уолт Дорн (также: священник / огр), Лэйк Белл (патрульная ведьма), Фрэнк Уэлкер (Дракониха), Джон Хэм (Броган), Джейн Линч (Гретчед), Кристен Шаал (ведьма с тыквами / ведьма во дворце), Мэредит Виэйра (ведьма), Коуди Камерон (Пиноккио / Три поросёнка), Конрад Вернон (Пряня), Кристофер Найтс (Три слепых мышонка), Арон Уорнер (Волк), Джереми Стиг (Гамельнский крысолов), Ларри Кинг (уродливая сводная сестра Дорис), Реджис Филбин (уродливая сводная сестра Мэбил), Кэти Гриффин (танцующая ведьма), Мэри Кей Плейс (ведьма-стражник), Крис Миллер (Волшебное Зеркало / Джеппетто), Майк Митчелл (мальчик с леденцом).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.07.2021
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Нелегко бывает создателям продолжений признанных произведений! С одной стороны диктует свои законы рынок, материализовавшийся в лице продюсеров-искусителей и толп зрителей, забрасывающих кинокомпанию мешками писем (с недавних пор – электронных). Но с другой – уважающие себя авторы не имеют права ударить в грязь лицом и выносить на суд широкой публики нечто заведомо и по всем статьям уступающее оригиналу. В случае с циклом1 «Шрек» этот внутренний конфликт приобрёл особую остроту, поскольку с каждым новым сиквелом ставилась под сомнение сама концепция картины Эндрю Адамсона и Викки Дженсона, громогласно заявивших о разрыве с традициями классической мультипликации, в первую очередь ассоциирующейся с именем Уолта Диснея. Экранные перипетии всё сильнее скатывались в ироническую сентиментальность, становились именно «диснеевскими», а отдельные скабрёзные шутки откровенно повторялись.
Пожалуй, ситуацию удалось в известной степени исправить как раз Майку Митчеллу, небезызвестному комедиографу-игровику, хотя и успевшему накопить определённый опыт в работе над другими громкими проектами DreamWorks Animation. Вместе с кинодраматургами Джошем Клауснером и Дарреном Лемке, тоже завлечёнными со стороны2, он нашёл своеобычное драматургическое решение, скрестив сказочно-мифологическую эстетику с миром современных (по духу и антуражу) психологических драм. Это, конечно, уже не торжество неистощимого раблезианского юмора, зато – сравнительно неплохая альтернатива.
Авторы ориентировались, очевидно, на «Эту прекрасную жизнь» /1946/ Фрэнка Капры, оттолкнувшись от забавной предпосылки: а что, если бы Шрека, переквалифицировавшегося из жуткого огра в примерного семьянина, накрыла волна невыразимого уныния от осознания бесполезности прожитой жизни – подобно Джорджу Бэйли в исполнении Джеймса Стюарта?! Вот только вместо доброго ангела, присланного на помощь небесами, оказывается тут как тут злобный карлик Румпельштильцхен, порождение мрачной фантазии братьев Гримм, который, уйдя от плетения золота из соломы, вознёсся до мефистофельских высот чёрной магии, став – практически по Владимиру Высоцкому! – полноправным «вруном, болтуном и хохотуном». И бедняге Шреку, осознавшему глубину понесённой потери ещё быстрее, чем Джордж, придётся приложить массу усилий, дабы выполнить условия расторжения кабального контракта. Естественно, высокий пафос всячески снижается, действо насыщается динамизмом и гэгами. Осёл поёт песню The Greatest Love of All из «Поездки в Америку» /1988/3, ведьмы проявляют себя не хуже женщин-ниндзя, обрушивающихся несокрушимой мощью на ронина Огами Итто – Одинокого волка, а таинственный Охотник за головами придаёт новый смысл понятию el mariachi. Наконец, метаморфозы, произошедшие со знакомыми персонажами, особенно с «бандеросовским» Котом в сапогах, порадуют своим ехидством. Но сквозь всё это безобразие прорывается неподдельно сусальная интонация, и хеппи-энд «последней главы» (таков рекламный слоган!) вполне гармонирует с романтическим наречием «навсегда», или «навеки», вынесенным в заголовок.
.
__________
1 – Как-то не хочется поддаваться моде и использовать экономический термин медиафраншиза.
2 – Правда, Клауснер, как и Митчелл, был причастен к созданию ещё третьей части.
3 – Шутку лучше оценили, конечно, зрители из англоязычных стран, слышащие голос Эдди Мерфи.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий