Поездка в Америку / Coming to America (1988)
Другие названия: «Путешествие в Америку» / «Пришествие в Америку» (варианты перевода названия), «Поиск» / «The Quest» (рабочее название).
США.
Продолжительность 116 минут.
Режиссёр Джон Лэндис.
Авторы сценария Дэвид Шефилд, Баррис У. Блаустейн по сюжету Эдди Мерфи.
Композитор Найл Роджерс.
Оператор Вуди Олменс.
На премии «Оскар» номинировались: Дебора Надулман (художник по костюмам), Рик Бейкер (грим).
Жанр: комедия, мелодрама
Краткое содержание
Принц Аким (Эдди Мерфи), будущий правитель небольшой африканской страны Замунда, вместе с верным слугой и другом Семми (Арсенио Холл) прибывает в Америку, в Нью-Йорк, прямиком в квартал Квинс (‘королевы’), — в надежде найти для себя идеальную невесту. А в это время его родители, король Джаффе Джофер (Джеймс Эрл Джонс) и королева Аолеон (Мэдж Синклер), по наивности полагают, что сын отправился за океан в поисках обычных развлечений перед свадьбой на Родине. В Замунде Акима ждёт Имани Иззи (Ванесса Белл Кэллоуэй) — девушка, которую с раннего детства воспитывали как его будущую супругу.
Также в ролях: Эдди Мерфи (также: Кларенс / Саул / Рэнди Уотсон), Арсенио Холл (также: Моррис / чрезвычайно уродливая девушка / преподобный Браун), Джон Эймос (Клео МакДауэлл), Шэри Хидли (Лиза МакДауэлл), Эрик Ла Саль (Дерил Дженкс), Эллисон Дин (Патриция МакДауэлл), Пол Бейтс (Оха), Кьюба Гудинг-мл. (мальчик в парикмахерской), Шила Джонсон (фрейлина), Фрэнки Фэйзон (домоправитель), Луи Андерсон (Морис), Сэмюэл Л. Джексон (грабитель в закусочной), Джейк Стейнфилд (таксист), Вонди Кёртис-Холл (разносчик на стадионе), Элейн Каган (работница телеграфа), Дон Амичи (Мортимер Дюк), Ральф Беллами (Рэндольф Дюк), Виктория Диллард (мойщица), Фелиция Тэйлор (мойщица), в эпизодах Джим Абрахамс (лицо на полу монтажной) Тоуб Хупер (гость на вечеринке, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.12.2020
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Один из лучших фильмов в творчестве выдающегося голливудского комедиографа хочется окрестить не иначе, как «последней романтической комедией». И тридцативосьмилетний режиссёр, и исполнившие по четыре (!) роли каждый актёры Эдди Мерфи и Арсенио Холл от души, по поводу и без повода глумятся над штампами экранных историй любви, обязательно сентиментальных, а нередко – сдобренных тонким и деликатным юмором. Тех самых, что покоряли зрителей на протяжении десятилетий и, в сущности, ничуть не изменились со времён незабвенного произведения Фрэнка Капры под названием «Это случилось однажды ночью» /1934/ с Кларком Гэйблом и Клодетт Кольбер. Мерфи и призванный им на подмогу тридцатитрёхлетний Холл, ещё более невоздержанный на язык и эксцентричный по манере комикования, постоянно «снижают» пафос красивого и действительно сусального рассказа о несмелом завоевании Акимом сердца Лайзы МакДауэлл. Превосходный комический эффект возникает из-за того, что неправдоподобно чистая и возвышенная история встречи двух одиночеств в большом городе помещена в грубую, с сарказмом и вполне реалистично выписанную среду отнюдь не самого престижного и богатого района Нью-Йорка. Района, где багаж приезжей благородной особы расхищают в первые же минуты нахождения, а гостиница неотличима от притона наркоманов.
Сложно не получить эстетического удовольствия только лишь от лицезрения сатирически заострённых характеров – один ярче другого! Здесь и непременный проповедник-зазывала, в привычной агрессивной манере, смачно и завлекательно убеждающий «любить Господа» и жертвовать деньги на благотворительность. И квартет стариков из парикмахерской «У Берни»1, постоянно препирающихся и всё спорящих о боксе и боксёрах. И мелькнувшие на мгновение Рэндолф и Мортимер Дьюки, получившие шанс вернуться, – мультимиллионеры из другой лэндисовской комедии («Поменяться местами» /1983/), где причиной их разорения, унижения и оскорбления стал «эксперимент» именно над героем Мерфи. И рядовые обитатели квинсовских трущоб, начиная с владельца плохенького мотеля. И даже – сами члены семейства МакДауэллов. Между прочим, фильм предоставил возможность раскрыться не только дарованию основных «звёзд», но также таланту и белого комика Луи Андерсона (повар Морис), и блеснувших в кратких эпизодах будущих кумиров: Сэмюэла Л. Джексона и Кубы Гудинга-мл.
И всё-таки картина Джона Лэндиса, с восторгом встреченная публикой2, является более глобальным по замыслу произведением. Помимо ряда остроумных отсылок к собственным работам (включая роскошный музыкально-танцевальный номер из видеоклипа «Триллер» /1983/) режиссёр косвенно высмеивает «культовый» телесериал «Корни» о временах гражданской войны, откуда пригласил актёров Джона Эмоса (мистер Клео МакДауэлл, отец Лайзы), Мэдж Синклер (королева Аолеон) и Джеймса Эрла Джонса (король). Поклонники «Звёздных войн» с удовольствием обнаружат ёрническую цитату из любимого цикла, а название вымышленного африканского государства (Замунда) позаимствовано из скетча Ричарда Прайора, в свою очередь – намекавшего на комедианта Боба Змунду. Однако куда важнее, что «Поездка в Америку» воспринимается помещённой в атмосферу набирающего обороты постмодернизма и в совсем иной социально-исторический контекст историей Кандида, всё ещё ищущего идеальную Кунигунду. Оказалось достаточно беглого простодушного (именно в духе Вольтера) взгляда на родные реалии, чтобы моментально удостовериться в абсурдности самого понятия «американской мечты». Вспомним, как владелец закусочной убеждает Акима трудиться не покладая рук, чтобы заработать на скромный домик, а Морис хвастается приятелям, что осталось совсем чуть-чуть до того момента, как его переведут жарить картофель: «И вот тогда пойдут большие деньги».
.
__________
1 – Включая Саула в исполнении Эдди; остроумный «ответ» Лэндиса еврейским комедиантам, издавна (чуть ли не с начала XX века) пародировавшим темнокожих сограждан.
2 – Третье место в сезоне по общим кассовым сборам ($349,1 млн.), из которых $172,8 млн. пришлось на национальный кинопрокат, $240 млн. – на зарубежный. Бюджет составил $39 млн.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Материалы о фильме:
Краснова Рена. Вупи Голдберг. Рекордсмен 90-х // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 6-7.
Эшпай Валетин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Джон Лэндис // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 140.
Добавить комментарий