Спрут / La piovra (1984) (мини-сериал)
Звегинцева Ирина. История, начавшаяся преступлением // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 132.
ЖАНРЫ КИНО: ДЕТЕКТИВ
ИСТОРИЯ, НАЧАВШАЯСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ
Загадка нетленности детектива, постоянства читательского и зрительского интереса, устойчивости авторских привязанностей к нему как жанру (в литературе, драматургии, кино) едва ли разрешима однозначно. И все же – попробуем.
Что в детективе главное – сюжет или драматургия образов? Каков социальный эффект жанра – со знаком «плюс» или «минус»? Ведь когда на телевидении идет какой-нибудь очередной «Спрут», пустеют улицы. Не пустеет ли одновременно в головах поклонников криминальных головоломок? Феномен детектива до сих пор исследуется со всех сторон. Вплоть до попыток отыскания его гносеологических корней.
Кстати, о корнях. Позволим себе глубоко не научное предположение – первое в истории человечества преступление было раскрыто… Вседержителем. За коварную попытку стать вровень с Богом из рая изгнаны прародители, а их сын Каин, уверенный в своем алиби, разоблачен невинно пролитой кровью, возопившей к небесам. Так, по Священному писанию, начал жить и плодиться род людской, из века в век погрязающий в грехах. И ни тотальное наказание Всемирным потопом, ни очищающее пришествие Искупителя не остановили процесс повсеместного нарушения заповедей. Князь Тьмы настолько вмешался в порядок мироздания, что крутые сюжеты современности обречены перепевать «черные» мотивы книги книг – Библии.
Так что, по всей вероятности, до Страшного суда будет продолжаться и в жизни, и в искусстве игра «Сыщик, ищи вора!».
Ирина ЗВЕГИНЦЕВА
132
Добавить комментарий