Таксист / Taxi Driver (1976)

Горчаков Василий. Оскары Джоди Фостер // Экран. – 1993, № 1. – С. 34-36.

ОСКАРЫ ДЖОДИ ФОСТЕР

Любая женщина – это загадка, к Джоди Фостер это относится, пожалуй, больше, чем к другим. Когда я впервые увидел ее на экране (было это в году 1976 в фильме Мартина Скорсезе «Алиса здесь больше не живет», каким-то чудом попавшем на советский экран), я поначалу и за женщину, то есть за девочку, ее не признал: скорей, она была похожа на невоспитанного грубияна-мальчишку. Однако со временем таинственное, почти колдовское, сугубо женское в ней взяло верх и проявилось во всей своей чувственной силе.

В трехлетием возрасте Джоди рекламирует по телевидению какие-то забытые ныне продукты. В девять лет она уже очаровательная девочка-блондинка с серыми, немного печальными глазами и белозубой улыбкой – звездочка телевизионных постановок. Она – и рассудительная Бекки Тэтчер, поучающая неразумного Тома Сойера, и Эдди Прэй, маленькая авантюристка из телевизионного сериала, поставленного по мотивам фильма Питера Богдановича «Бумажная луна». А вот целая вереница ролей из картин про школьное житье-бытье производства «Уолт Дисней компани», столь популярных среди американских тинейджеров. А потом пришли настоящие роли. Она играет Толулу, подружку гангстера, в безумно смешном мюзикле Алана Паркера «Багси Мелоун», где все взрослые роли исполняют дети. В тот же год она играет Айрис, девочку-проститутку в фильме Мартина Скорсезе «Таксист», – матерные словечки, вызывающие тряпки, что так не вяжутся с этой неопытной девчонкой, попавшей в настоящий ад. Такое впечатление, будто с каждым новым фильмом Джоди как бы перепрыгивала ступеньку в своем актерском образовании: из куколки постепенно вылуплялась бабочка.

Всем известны драматические, а подчас и трагические истории о детях-звездах, которые, блистая в нежном возрасте, так и не нашли себя в настоящей жизни. Если они продолжают цепляться за актерскую карьеру, то, как правило, из разряда звезд без пересадок попадают в толпу второстепенных характерных актеров. Детеныши, выращенные в зоопарке, вдруг выпущенные на волю… Такая судьба могла ожидать и Джоди Фостер.

Могла. Но этого не произошло. Благодарить за это стоит саму Джоди и ее мать Бренди Фостер.

Бренди, бывшая журналистка, развелась с мужем, торговцем недвижимостью, еще до рождения четвертого ребенка – Алисии Кристианы Фостер (Джоди). Дитя появилось на свет в Лос-Анджелесе 19 ноября 1962 года. У девочки установились ровные дружеские отношения с матерью. Сама Джоди в одном из многочисленных интервью, данных за годы своей необыкновенной карьеры, признавалась: «Она видела много падших душ в Голливуде. Ей не хотелось иметь ребенка-калеку, ей хотелось, чтобы я летала. Еще она мечтала, чтобы у меня была серьезная и героическая карьера. Поэтому она и выбирала для меня необычные, рискованные

35

картины». Кстати, опыт отношений с матерью очень пригодился Джоди, когда она как режиссер снимала свой первый фильм «Маленький человек Тейт», где сыграла мать необыкновенно одаренного ребенка.

Постоянно занятая на съемках, она успела закончить очень престижный «Французский Лицей» и на выпускном вечере, как лучшая выпускница, произнесла прощальную речь на французском языке. Кстати, она большая поклонница французского кино: ее любимые режиссеры Луи Маль и Франсуа Трюффо. Ей удалось на время покинуть Голливуд и пустить корни на другой почве. Она поступает в Йельский университет. Теперь годы с 18 до 24 лет она называет «годами, когда я училась и у меня, наконец, была своя жизнь».

30 марта 1981 года Джон Хинкли-младший ранил из пистолета президента Рональда Рейгана и, будучи задержан, признался, что совершил это из-за любви к Джоди Фостер, вернее сказать, к ее героине Айрис из фильма «Таксист». Интересная подробность, показывающая, как тесно переплелись в этом мире фантазия и реальность: фильм, вызвавший к жизни покушение на президента, сам был основан на дневниках Артура Бремера, несостоявшегося убийцы губернатора Джорджа Уоллеса. Хинкли же, в свою очередь, добился того, о чем мечтает каждый психопат с навязчивой идеей, – отныне его имя навсегда будет связано с объектом его влечения, о чем сам объект никогда и не подозревал.

Джоди отказывается говорить на эту тему. К чему, однако, она относится очень серьезно – это к твердому убеждению никогда не смешивать свой экранный образ и свою личную индивидуальность. «Моя работа – это моя работа, – говорит она. – Я всегда должна была выражать себя и притворяться не такой, какая я есть. Мой характер превалирует над моей работой. Я уже была такой до того, как стала актрисой. Я люблю играть, а не радоваться своей фотографии в газете, и чтобы люди ломали голову, носки какого цвета я ношу».

В 1985 году Джоди с отличием заканчивает университет и возвращается в Голливуд, где ев порядком подзабыли. Ее имя в титрах картины уже не сулит дополнительных доходов. Перед актрисой стоит опасность навсегда завязнуть во втором эшелоне.

«После университета моя карьера висела на волоске, – вспоминает Джоди, – но я решила не сдаваться. Потом мне пришло в голову, что нельзя сниматься в любом дерьме». Упрямая, она выбирает только те роли, которые нравятся ей, хотя и не всегда привычны для нее. Она снимается в хороших фильмах («Сиеста», «Пять углов»), попадается, правда, и поплоше («Ловкий удар» – несмотря ни на что, игра Фостер там называлась незабываемой). И, наконец, пришла роль в фильме Джонатана Каплана «Обвиняемые». Вернее будет сказать, что актриса с боем добилась ее для себя. Эта роль приносит ей «Оскара»-89 и надежно бронирует за ней место в списке актрис класса А.

И вот новый успех, новый взлет, новый «Оскар». Ее Мелиса Старлинг в «Молчании ягнят» завораживает. Плохо одетая, не очень красивая, эта стажер ФБР среди всего готического безумия и кровавой оргии, где психическое и физическое насилие лютует с ураганной силой, одна остается островком здорового сознания, якорем, который с большим трудом удерживает зрителя на границе разума и безумия. Именно благодаря Джоди Фостер картина не переступила тонкой грани, отделяющей ее от примитивного фильма ужасов, не стала схематичным триллером.

Поздравим дважды оскаровладелицу с редким и заслуженным званием.

Василий ГОРЧАКОВ

36

Яндекс.Метрика Сайт в Google+