Убить Билла. Фильм 2 / Kill Bill: Vol. 2 (2004)

Убить Билла. Фильм 2 / Kill Bill: Vol. 2 (2004): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Убить Билла: том 2» / «Kill Bill Volume 2» (альтернативное название), «Убить Билла» / «Kill Bill» (название в заключительных титрах), «Том 2» / «Vol. 2» (альтернативное название).

США.

Продолжительность 137 минут.

Режиссёр Квентин Тарантино.

Автор сценария Квентин Тарантино по сюжету Квентина Тарантино и Умы Турман (авторы персонажа Невеста, в титрах как Q и U).

Композитор Роберт Родригес.

Оператор Роберт Ричардсон.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, триллер

Краткое содержание
Билл (Дэвид Кэррадайн, номинация на «Золотой глобус») предупреждает своего брата Бадда (Майкл Мэдсен), что Беатрис Киддо (Ума Турман, номинация на «Золотой глобус»), ступившая на тропу мести, обязательно заявится к нему. Однако мужчина, обретающийся в трейлере и зарабатывающий на пропитание вышибалой в заштатном стриптиз-клубе, оказывается готов к визиту: Невесту ждёт неприятный сюрприз. К счастью, уроки мастера кун-фу Пай Мэя (Гордон Лю) не прошли даром! Заживо похороненная, Беатрис сумеет выбраться из могилы и воздать врагам по заслугам.

Также в ролях: Дэрил Ханна (Элль Драйвер), Майкл Паркс (Эстебан Вихайо), Перла Хэйни-Джардин (Би-Би), Ларри Бишоп (Ларри Гомес), Кларк Миддлтон (Эрни), Клер Смитис (Кларита), Сид Хейг (Джей), Реда Биби (Лакки), Стево Полии (Тим), Люси Лью (О-Рен Ишии), Вивика Анджанетта Фокс (Вернита Грин), Кристофер Аллен Нельсон (Томми Плимптон), Сэмюэл Л. Джексон (Руфус), Бо Свенсон (преподобный Хармони), Дженни Эппер (миссис Хармони), Кэйтлин Китс (Джанин), Жанна Стэйн (Эрика), Стефани Л. Мур (Джолин), Хелен Ким (Карен).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.10.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Убить Билла. Фильм 2 / Kill Bill: Vol. 2 (2004): кадр из фильма
Всё равно всему научится!

Томом № 2 Квентин Тарантино, к счастью, не разочаровал, не обманул ожиданий. Он не просто довёл до блеска многое из того, о чём было заявлено, сделав тайное или лишь предполагавшееся более явным, но и поразил рядом совершенно неожиданных, воистину парадоксальных фабульных поворотов. Наконец-то мы становимся свидетелями кровавой резни в техасской церкви, которую посетил лично Билл, вроде бы вознамерившийся по-отцовски благословить бывшую подопечную на новую жизнь… Невеста, как-то сама собой обретшая имя и фамилию, продолжила охоту на заклятых врагов, начав с Бадда. На поверку флегматичный вышибала оказался сообразительнее коллег-женщин, перехитрив Беатрис, которая по неосторожности попадает к нему в руки и оказывается… захороненной живьём. За этой, поистине клаустрофобной сценой следует пространная ретроспекция – о годах ученичества в Китае, где мисс Киддо с благословения наставника нашла Учителя. Сумев благодаря усвоенным у Пай Мэя урокам выбраться наружу, Беатрис сталкивается с Драйвер. Элль, скрывающейся под псевдонимом «Калифорнийская горная змея» и избравшей оружием настоящую чёрную мамбу, всё-таки не под силу одолеть соперницу в замкнутом пространстве убогого трейлера. Предательница получает сполна за участие в резне в храме Божьем, а заодно – за подлое отравление великого мастера. Остаётся Билл…

Убить Билла. Фильм 2 / Kill Bill: Vol. 2 (2004): кадр из фильма
Китай против Японии

Почти сразу было подмечено, что второй фильм производит впечатление совсем иного – и по звучанию, и по ритму, и по направленности – кинопроизведения, нежели первый. Однако всё гораздо сложнее, особенно если учесть, что Тарантино не уходит в сторону от базового принципа, выдерживая каждую отдельную главу в собственной стилистике. Правда, контраст усилен явным, местами демонстративным противопоставлением Японии, щедро представленной в эпизодах первой ленты, – Китаю, притом что Соединённым Штатам отведена роль связующего звена. Пай Мей не скрывает ненависти к женщинам, белым и американцам (можно представить, какого труда стоило Беатрис стать его лучшей ученицей!) и отвечает презрительной усмешкой на слова об изысканном искусстве владения самурайским мечом. И действительно, пожилой кунфуист остаётся целым и невредимым, демонстрируя немыслимые пируэты, увёртываясь от опасных ударов и даже с лёгкостью воспаряя ввысь, а на тренировках – не просто добиваясь физического совершенствования и обучая наиболее эффективным техникам нападения и защиты, но заставляя постичь предел возможностей человека, в том числе возможностей духовных. Иными словами, закаляет силу духа. Очень точен актёр Гордон Лю, переигравший во множестве гонконгских (псевдо)исторических боевиков1, который, между прочим, ранее перевоплощался в якудзу Джонни Мо, а на сей раз – идеален в образе седого мудреца с длинной бородой и праведным гневом в глазах, облачённого в белые одеяния. Квентин вновь, как и в первом томе, извлекает экстракт из любимого жанра, по возможности усиливая эстетическое воздействие органичным введением чужеродных, казалось бы, элементов. Заокеанские же эпизоды (с небольшим мексиканским включением, воспринимаемым реверансом в адрес Серджо Леоне, погружением с головой в раскалённую атмосферу «спагетти-вестернов») в целом продолжают намеченную линию. Режиссёр не забывает предоставить возможности для бенефиса Майклу Мэдсену (Бадд) и Дэрил Ханне, неподражаемо отталкивающей в качестве одноглазой Элль. Однако самоличное явление Билла, ранее лишь дававшего указания по телефону, путает все карты.

Убить Билла. Фильм 2 / Kill Bill: Vol. 2 (2004): кадр из фильма
Меч и пистолет

На место кульминации взамен виртуозного по хореографии, изобретательно представленного сугубо кинематографическими средствами поединка Беатрис со злейшим врагом, в чей в дом она ворвалась с мечом наизготовку, помещена… психологическая дуэль, завораживающая игрой Умы Турман и Дэвида Кэррадайна, отточенными репликами, мощным саспенсом. Убить Билла, но сперва – побеседовать с ним. Диалог вообще-то стал неизбежен после внезапной встречи Невесты с… собственной маленькой дочерью, которая, оказывается, выжила и была воспитана отцом без матери. Пожалуй, именно в силу этого разговор принял форму словесного противостояния (с обменом взаимными обвинениями и угрозами), но притом и подлинно философской дискуссии о сущности, обличиях и первопричине добра и зла. Проницательная тирада Билла о Супермене, отличающемся от других популярных супергероев (Бэтмена и Человека-паука) тем, что принужден, обитая среди людей, скрывать сверхчеловеческие способности, коими наделён от рождения, призвана помочь осознать свою природу бывшей подопечной, не без оснований причисленной к прирождённым убийцам. Он же – явно пытается присвоить себе функции Рока или демиурга, управляющего чужими жизнями через деяния смертоносного отряда ДИВЭС. Однако обладателем сокровенной тайны бытия, материализованной на сей раз не в предмете2, а в секретной технике ударов по пяти точкам тела, влекущих разрыв сердца, оказывается другая личность. Разумеется, Невеста, обретшая, даже не смея о том мечтать, новый высокий смысл бытия, став Мамой – и не оставившая ни единого шанса самонаречённому манипулятору судьбами других людей. Финальный титр ленты, подводящий итог «двухтомной» кинематографической одиссее мести и невольно опровергающий посыл эпиграфа, гласит: «Львица нашла своего детёныша, и в джунглях отныне воцарилось спокойствие».

Убить Билла. Фильм 2 / Kill Bill: Vol. 2 (2004): кадр из фильма
Разговор старых друзей

Квентин Тарантино завершил бескомпромиссно жёсткое и жестокое киносочинение на высокой ноте, со всей очевидностью (даже для прежде сомневавшихся зрителей) сделав акцент на общечеловеческой стороне истории, подсказанной самой жизнью, а не вдохновлённой исключительно искусством. Хеппи-энд знаменует собой восстановление природного равновесия, возвращение в привычное русло прежде разорванного, расколотого времени, причём неважно – расколотого «объективно», в сознании героини или же в фантазии автора, так или иначе опирающегося на окружающий мир. Жизнь продолжается – с таким светлым чувством завершаешь просмотр, словно и позабыв о насилии, реках крови, обилии низменных и варварских поступков, сквозь которые, как через огонь и воду, пришлось пройти Невесте.

Убить Билла. Фильм 2 / Kill Bill: Vol. 2 (2004): кадр из фильма
Секретный приём

Заявления Квентина Тарантино (да и иных участников съёмок, например, Кэррадайна) о намерении продолжить историю Беатрис Киддо лет через десять-пятнадцать, сразу, честно говоря, настраивали на скептический лад. Бывшая «Чёрная мамба» и Невеста, стремившаяся всенепременно убить Билла, якобы сама должна стать в будущем объектом возмездия – со стороны Никки, видевшей гибель своей мамы Верниты. С ней в свою очередь предстоит поквитаться дочери Беатрис. И так далее… Для предыстории героев открывался и вовсе широченный простор. Увы, по прошествии вот уже почти двух десятилетий воз и ныне там. Тем не менее надежда умирает последней. Если это не очередная тарантиновская мистификация и не рекламный трюк, одарённость режиссёра-сценариста позволяет надеяться на в высшей степени достойное зрелище: ведь и Время, которым он так ловко манипулировал, течёт неустанно, не зная повторений…

.

__________
1 – Включая такие прославленные, как «Тридцать шесть ступеней Шаолиня» /1978/ и «Герои Востока» /1978/.
2 – Как испускающий золотистое свечение чемоданчик в «Криминальном чтиве» /1994/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+