Воин / Warrior (2011)

Воин / Warrior (2011): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Боец» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 140 минут.

Режиссёр Гэвин О’Коннор.

Авторы сценария Гэвин О’Коннор, Энтони Тамбакис, Клифф Дорфман по сюжету Гэвина О’Коннора и Клиффа Дорфмана.

Композитор Марк Айшем.

Оператор Масанобу Такаянаги.

Жанр: фильм действия, драма, спортивный фильм

Краткое содержание
Пэдди Конлон (Ник Нолти, номинация на «Оскар») искренне удивлён, видя после четырнадцатилетнего отсутствия своего сына Тома (Том Харди), когда-то уехавшего вместе с матерью, а затем — служившего в Корпусе морской пехоты. Отец, страдавший алкоголизмом, рад ему, но отказывается отметить встречу возлиянием, поскольку уже тысячу дней как сохраняет состояние трезвости. Чуть позже отпрыск сообщает, что намерен принять участие в соревнованиях по смешанным боевым искусствам под названием «Спарта» с призовым фондом в пять миллионов долларов, и просит родителя стать тренером. По стечению обстоятельств, среди претендентов оказывается и Брендан (Джоэл Эдгертон), брат Тома, трудящийся учителем физики в школе, но остро нуждающийся в деньгах.

Также в ролях: Дженнифер Моррисон (Тесс Конлон), Фрэнк Грилло (Фрэнк Кампана), Курт Энгл (Коба), Джейк МакЛафлин (Марк Брэдфорд), Фернандо Чиен (Фенрой), Ноа Эммерих (Дэн Тэйлор), Кевин Данн (Джо Зито), Дензел Уитакер (ученик), Максимилиано Эрнандес (Колт Бойд), Эрик Эппл (Бешеный пёс), Ванесса Мартинес (Пилар Фернандес), Нейт Марквардт (Карл Краллер), Энтони Джонсон (Орландо «Полночь» Ли), Брайан Каллен (в роли самого себя), Сэм Шеридан (в роли самого себя).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.10.2021

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Воин / Warrior (2011): кадр из фильма
Воссоединение сына с отцом

В кратком изложении сюжет фильма, придуманный Гэвином О’Коннором с Клиффом Дорфманом (в процессе написания сценария к ним присоединился Энтони Тамбакис), поразительно напоминает расхожую фабулу спортивных боевиков, пользовавшихся повышенным спросом в эпоху видеобума. Достаточно вспомнить такие ленты, как «Кровавый спорт» /1988/ и «Самоволка» /1990/, причём тот факт, что Том, взявший фамилию матери (Риордан), не просто служил на чужбине, а дезертировал, позволяет провести прямую параллель с судьбами Фрэнка Дюкса и Леона Готье в исполнении Жана-Клода Ван Дамма. Сыгранный режиссёром Дж.Дж. Райли, организовавший турнир «Спарта», объяснил смысл сделанных вложений желанием определить лучшего бойца мира – подобно тому, как мальчишки вечно выясняют, кто является сильнейшим драчуном во дворе (на районе, во всём городе…). Схваткам претендентов на звание абсолютного чемпиона действительно уделено много экранного времени. Мало того, при всей эффектности поединков лично я не стал бы утверждать, будто драматургия состязаний поражает новаторством и непредсказуемостью поворотов. Совершенно не вызывают сомнений не только исход противоборства Тома с однажды уже побитым «Бешеным псом» Граймсом, но и победы Брендана, чья профессия школьного учителя напрасно настраивает комментаторов на скептический и иронический лад. Однако то обстоятельство, что в финальном матче сойдутся родные братья, которых в равной степени любит остепенившийся отец (и к которым, добавим от себя, успели проникнуться сочувствием зрители), заставляет ожидать развязки с нетерпением. Впрочем, как раз финал лишний раз подчёркивает, что переклички с постановками Ньюта Арнольда, Шелдона Леттича и им подобных ремесленников – вовсе не главное в замысле О’Коннора.

Воин / Warrior (2011): кадр из фильма
Болеет за избранника

Вообще говоря, с первых кадров становится понятно, что «Воин» – не столько фильм действия, сколько драма. Полноценная психологическая (точнее, социально-психологическая) драма на спортивном материале. Гэвин со товарищи даже отбрасывают спасительные сантименты, помогшие Джону Дж. Эвилдсену и Сильвестру Сталлоне в «Рокки» /1976/1 дополнительно усилить пафос. Ещё не зная, какие именно воспоминания гложут душу Тома, мы задолго до признаний мятущегося парня догадываемся, что служба в Ираке протекала не так гладко – и что помимо героизма там хватало всякого. Да и Брендан находится в безвыходном положении – во всяком случае точно не готов расстаться с купленным в ипотеку домом и вернуться в убогую квартиру. Вместе с тем в центре повествования находятся, по сути, отношения с отцом, тоже отставным морским пехотинцем, старавшимся воспитать из сыновей «настоящих мужчин» под стать мифическому атлету-эллину Феагену. Его пристрастие к алкоголю (и привычка распускать руки) принесло массу бед и детям, и жене, скончавшейся после того, как покинула мужа. Любовь Пэдди к мелвилловскому «Моби Дику» выдаёт в старике столь же одержимую натуру, как капитан Ахав. Между братьями нет мира и взаимопонимания – и неумолимо приближающаяся схватка на ринге поневоле приобретает накал чуть ли не гражданской войны. Неординарная драматическая ситуация позволяет авторам выйти на важные художественные обобщения, коснуться болевых точек современного американского общества.

Воин / Warrior (2011): кадр из фильма
Пэдди в отчаянии

Заострим в данной связи внимание на одном аспекте. Выведение противником Конлона великого русского бойца вполне точно отражает курс на возобновление Соединёнными Штатами «холодной войны»: тот носит прозвище Коба2, использует (наряду с российским триколором) флаг Советского Союза и выходит на бой под надрывную песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые». Неудивительно, что следом «фабрика грёз» возродит к жизни приснопамятного Ивана Драго, надеющегося, что уж отпрыск-то поквитается с воспитанником Бальбоа Адонисом за своё поражение в разгар «рейганомики». Как раз эта линия представляется по-голливудски примитивной, тем более что прототипом бойца со скверной репутацией послужил наш именитый соотечественник Фёдор Емельяненко. Но насколько сомнительной видится традиционная демонизация образа очередного иноземного врага, настолько точным представляется иносказательное отражение сугубо внутренних проблем США. «Мой брат Каин был в далёкой стране», – строчка из шлягера рок-группы «Наутилус Помпилиус» (из альбома «Раскол» /1988/) поневоле всплывает в сознании. Сверхдержава, избравшая в XXI веке курс на агрессивную внешнюю политику (практически непрерывно ведущая боевые действия в отдалённых регионах), на поверку – изнывает под тяжестью социально-экономических противоречий, пребывая во взрывоопасном состоянии перманентной молекулярной войны на собственной территории. Хрупкий мир грозит в любое мгновение вылиться в братоубийственную бойню. Развязка свидетельствует, что Гэвин О’Коннор искренне надеется на воцарение лада внутри семьи и, как следствие, в гигантском государстве в целом. Однако «терапевтического» эффекта хеппи-энда массовой аудитории явно показалось недостаточно – и «Воин», несмотря на восторженные отзывы обозревателей, не снискал коммерческого успеха, собрав в мировом кинопрокате (при бюджете $25 млн.) $23,3 млн.

.

__________
1 – Между прочим, знаменательно упоминаемого в одном из диалогов в тренировочном зале.
2 – Практически параллельно – и не менее глупо – тень Иосифа Виссарионовича потревожат создатели цикла про планету обезьян.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+