Вспомнить всё / Total Recall (1990)

Горчаков Василий. Марсианские хроники 2084 г. // Видео-Асс. – 1991, № 4. – С. 31-34.

Марсианские хроники 2084 г.

Побывав в конце прошлого года в Швейцарии, я не мог отказать себе в удовольствии зайти в одну из множества женевских видеотек. Небольшое помещение, яркие стеллажи с красочными обложками видеокассет, расставленных по жанрам. На мой вопрос о самых популярных видеокассетах этого года любезный служащий, язык не поворачивается назвать его до боли знакомым словом – продавец, изъясняющийся на трех-четырех языках, как, впрочем, большинство в многонациональной Швейцарии, указал на отдельную стойку, где в почетной изоляции красовались две яркие обложки. «Это, без сомнения, явные чемпионы года», – сказал он так, как будто сам участвовал в их создании. О двух таких фильмах пойдет речь в этом номере.

Когда в первых кадрах фильма «Вспомнить все» мы видим две фигуры в скафандрах и в одной из них узнаем Арнольда Шварценеггера, внутренне настраиваемся на волну, которую подсказывают наши воспоминания о таких фильмах, как «Терминатор» («Киборг-убийца») Джеймса Камерона. «Близнецы» Айвена Райтмена, «Хищник» Джона Мак-Тириана, и готовы увидеть привычное нам зрелище. Но с развитием сюжета начинаем понимать, какой больтой путь проделал этот некогда косноязычный австрийский культурист за годы работы в кинематографе. Ведь это его не далее, как десять лет назад журналисты называли «симпатичным куском мяса весом в 115 килограмм» или «огромные руки – маленькие мозги».

Покинув в свое время родную Австрию с 20 долларами в кармане, он произвел фурор своим появлением в Калифорнии, но не в кино, а на пляже: «В купальном костюме я пересек пляж и зашел в воду. Когда я вышел на берег, на меня набросились с полсотни фотографов. Я был ошеломлен и

30

представлял себя Рэкуэл Уэлч мужского пола» (1).

Сейчас А. Шварценеггер в едином лице: актер, политик, бизнесмен и, пожалуй, в последнюю очередь – культурист. О нем говорят: «Он превращает в золото буквально все, к чему прикасается». Еще бы, его новый фильм «Вспомнить все» при безумных затратах – 60 млн. долларов, как  утверждает печать, принес прибыли только к осени прошлого года и только в США, не считая Европы, 120 млн. долларов.

Сюжет этой новой приключенческо-фантастической антиутопии, как у нас говорят – «крутой» и донельзя запутан. Есть в ней что-то и от «Звездных войн», и от Хичкока, и еще от невесть кого.

Основа взята из рассказа известного писателя-фантаста Филиппа К. Дика «Мы вспоминаем для вас все оптом» и переносит нас в

_______
1 Рэкуэл Уэлч – американская актриса, звезда 60-х годов, секс-символ своего времени.

32

2084 год. Рабочий-строитель Даглас Куэйд покупает себе фиктивные воспоминания о путешествии в качестве секретного агента на колонизированный землянами Марс – в XXI веке возможно и такое. Во время операции имплантации воспоминаний возникает синдром раздвоения личности, ибо Куэйд на самом деле не Куэйд, а настоящий агент марсианской колониальной администрации Хаузер, память которого стерта и заменена памятью Куэйда для выполнения секретного задания. Если вы уже запутались, представьте, какое впечатление это оказало на бедного Куэйда-Хаузера-Шварценеггера. Мозговая буря у героя, как правило, выливается в основательную неразбериху из свернутых челюстей, проломленных голов и оторванных конечностей.

Большая часть мясорубки происходит на самом Марсе, где земной колонией правит злобный и алчный диктатор Кохааген (Ронни Кокс). Под стеклянным колпаком, как в аквариуме, возникают картины, напоминающие то старательские городки времен «золотой лихорадки», то несколько наивные и подчеркнуто псевдофункциональные интерьеры космопортов, взятые, кажется, прямо из фильма Кубрика «2001: Космическая одиссея». Мы видим вылощенных деятелей администрации – вылитых агентов ЦРУ, страшных и одновременно жалких мутантов и трехгрудых проституток. Чувствуется, столь экстравагантный коллаж доставляет большое удовольствие режиссеру и опера-

33

тору. Ближе к концу действие фильма замедляется, приобретая почти мистическую окраску в сцене с медиумом-мутантом.

В конце, как и следовало ожидать, каждому злодею воздается по заслугам, причем суровость кары полностью соответствует тяжести его деяний. Тут голландский режиссер Пауль Верхувен уже напрямую цитирует сам себя, ибо исполнители ролей главного злодея и его подручного взяты из его же фильма «Робокоп» и поданы совершенно аналогичным образом. Но даже когда повторы и заимствования уж больно режут глаза, фильм спасают шарм и невозмутимость Шварценеггера.

Конечно, за все на свете приходится платить и платить дорого. Чтобы воссоздать марсианский дизайн, в мексиканских прериях были выстроены десять съемочных площадок. Компания «Каролко», выпустившая фильм на экраны после довольно долгих перипетий с правами на экранизацию, вначале объявила, что картина обошлась ей более чем в 60 млн. долларов. Затем, видимо, опасаясь негативной реакции, снизила сумму до цифры где-то между 50 и 60 млн., что, впрочем, тоже немало и, наверняка, превышает годовой бюджет всей советской кинопромышленности.

Сам Шварценеггер, как говорят, получил гонорар в 8-10 млн. долларов. Но не будем считать чужие деньги – нас это не касается. Как не касается, уж совсем точно, предполагаемая прибыль – по мнению продюсера картины Рональда Шассетта она должна составить 250-300 млн. долларов. Как говорится, вы снимайте, а мы посмотрим, издалека…

Ну а что же сам Арнольд? Отгремели фанфары в честь очередного кинобестселлера, который отныне займет положенное ему место на полках видеотек, а «Мистер Олимпия» намерен закрепить успех, снимаясь сразу в двух боевиках, в том числе «Терминатор-2» (то-то радости нашим видеолюбителям!)

Слегка подпортила кровь кумиру публики публикация «неразрешенной» биографии Шварценеггера, написанная американской журналисткой Уэнди Лай. В ней утверждается, что актера финансировали некоторые миллиардеры-гомосексуалисты, что он симпатизирует нацистам и крайне правым (эти слухи появились после Приглашения на его свадьбу Курта Вальдхайма). В книге говорится, что в то время, когда Арнольд встречался с Марией Шрайвер, принадлежащей к клану Кеннеди (ныне – его жена), он сблизился с Бритжитт Нильсен (еще до того, как у нее появился новый друг – Сильвестр Сталлоне).

На все эти обвинения «Шварц» отвечает олимпийским молчанием, обращая на такого рода опусы не больше внимания, чем слон на комаров. Известный актер активно занимается биржевыми операциями. В 1987 году он провел анализ биржевого кризиса, поразив специалистов точными и глубокими выводами.

И по-прежнему кино – его любовь. В одном из интервью он сказал: «Ничто меня так не прельщает, как кино. Оно действует на меня магически, возбуждает и горячит кровь. В общем кино, как атлет: оно полно жизненной силы…»

Василий ГОРЧАКОВ

34

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+