Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая / Star Wars: Episode VI — Return of the Jedi (1983)

Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая / Star Wars: Episode VI - Return of the Jedi (1983): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Звёздные войны 6: Возвращение джедая» (варианты перевода названия), «Синий урожай» / «Blue Harvest» (США: фальшивое рабочее название), «Возвращение джедая» / «Возвращение джидая» / «Return of the Jedi» (США: усечённое название), «Месть джедая» / «Revenge of the Jedi» (рабочее название), «Звёздные войны VI: Возвращение джедая» / «Star Wars VI: Return of the Jedi» (вариант написания названия), «Звёздные войны VI: Месть джедая» / «Star Wars: Episode VI — Revenge of the Jedi» (рабочее название), «Звёздные войны: Возвращение джедая» / «Star Wars: Return of the Jedi» (рекламное название).

США.

Продолжительность 134 минуты (специальное издание – 135 минут, версия на лазерном диске – 164 минуты).

Режиссёр Ричард Маркуанд.

Авторы сценария Лоуренс Кэздан и Джордж Лукас по сюжету Джорджа Лукаса.

Композитор Джон Уильямс (номинация на «Оскар»).

Операторы Алан Хьюм, Алек Миллс (без указания в титрах).

Специальную премию «Оскар» получили Ричард Эдлунд, Деннис Мюрен, Кен Рэлстон, Фил Типпетт (визуальные эффекты).

На премию «Оскар» также выдвигались: Норман Рейнольдс, Фред Хоул, Джеймс Л. Шоппе, Майкл Форд (художники-постановщики), Бен Бёртт, Гэри Саммерс, Рэнди Том, Тони Дэу (звук), Бен Бёртт (звуковые эффекты),

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, кинофантазия, научная фантастика

Краткое содержание
Освободив Хана Соло (Харрисон Форд) из плена отвратительного Джаббы Хатта (озв. Лэрри Уорд), Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) и принцесса Лея Органа (Кэрри Фишер) берут на себя самую сложную часть в планируемой повстанцами крупномасштабными операции. Им предстоит приземлиться на покрытой лесами планете Эндор и отключить генератор, создающий силовой щит вокруг новой, ещё более мощной Звезды Смерти, спешно достраиваемой Галактической Империей. Однако появление Дарта Вейдера (Дэвид Прауз, Боб Андерсон, Себастьян Шоу, озв. Джеймс Эрл Джонс) и самого Императора Палпатина (Иэн МакДайермид) не обещает ничего хорошего…

Также в ролях: Билли Ди Уильямс (Лэндо Калриссиан), Кенни Бейкер (R2-D2), Энтони Дэниелс (C-3PO), Питер Мейхью (Чубакка), Фрэнк Оз (озв. Йода), Алек Гиннесс (Оби-Ван Кеноби), Дермот Краули (генерал Мэдайн), Джек Пёрвис (Тибо), Тони Кокс (Эвок), в эпизодах Бен Бёртт («замороженный» офицер, без указания в титрах), Фил Типпет (Рэнкор, без указания в титрах), Кори Ди Уильямс (Клаату, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.05.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая / Star Wars: Episode VI - Return of the Jedi (1983): кадр из фильма
Проблема поколений

Окрылённый неослабевающим ажиотажем по поводу своего киносериала, Джордж Лукас не только лично придумал сюжет третьей части и выступил соавтором сценария с Лоуренсом Кэзданом. По его представлениям, постановку должен был осуществить Стивен Спилберг, но тот отказался из «политических» соображений, не желая нарушать правила режиссёрской гильдии. По разным причинам не состоялось сотрудничество и с другими крупными мастерами, Дэвидом Линчем1, Дэвидом Кроненбергом и Полом Верховеном, и в результате выбор пал на сорокапятилетнего британца (точнее, уроженца Уэльса) Ричарда Маркуанда. Тот факт, что сравнительно малоизвестный кинематографист успел попробовать силы в разных жанрах и, главное, добился наивысшего успеха захватывающей военно-приключенческой лентой «Ушко иголки» /1981/, в немалой степени позволил завершить космическую сагу на достойном уровне – величественно и в приподнятых тонах. К тому же, Лукас всё равно курировал съёмки, оказывая Ричарду поддержку, если чувствовал, что в какой-то области его знаний и навыков недостаточно. Благо что производственный бюджет в размере $32,5 млн. позволил не экономить на сложных визуальных (специальная премия «Оскар») и акустических эффектах и даже – ввести в кинопромышленность совокупность требований к высококачественным системам звукозаписи, разработанных Томлинсоном Холманом по заказу Lucasfilm и получивших наименование THX. Разумеется, картина пользовалась огромным спросом, собрав в мировом прокате (с учётом повторного выпуска в 1997-м) $475,1 млн.

Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая / Star Wars: Episode VI - Return of the Jedi (1983): кадр из фильма
Император собственной персоной

Авторы вновь дают волю бурной фантазии, не скупясь на неожиданные технические решения и поражая воображение обилием причудливых существ. Упомянем хотя бы мобильные, похожие на гигантских цыплят2 передвижные боевые машины, сыгравшие существенную роль в сражении за пресловутый генератор. Как не могли не покорить зрителей забавные и трогательные эвоки, а, скажем, в создании камерного эпизода во дворце Джаббы Хатта (между прочим, приводившегося в движение стараниями шестерых экспертов по аниматронике) участвовало 90 человек, включая десятерых кукловодов и девятерых мимов. Однако во время очередного просмотра «эпизода VI» возникла и достаточно неожиданная ассоциация – с миром, созданным Дж.Р.Р. Толкином. И дело здесь не только в отдельных нюансах вроде переклички подзаголовков заключительных частей славных циклов или отсылок к легендарной библейской деревне Эндор, обозначающей соответственно всё Средиземье (на языке эльфов) и планету, от скромной диверсионной операции на которой зависит исход звёздных войн. Подобно основоположнику литературного фэнтези Лукас постарался – уже в рамках научной фантастики – не просто поведать в высшей степени увлекательную и захватывающую историю, но и, что бы ни утверждали противники массового искусства, донести до широкой аудитории важное философское послание. Возможности, даруемые Кольцом Всевластия, и борьба Тёмной и Светлой сторон Силы джедаев, проходящая красной нитью в глобальном военно-идеологическом противостоянии империи и вольнолюбивых повстанцев, – явления одного порядка, иносказательно поднимающие, возможно, ключевой («проклятый») вопрос человечества. Вопрос об истоках, природе и назначении власти. Понятно стремление (при ближайшем рассмотрении, заметим, не выдерживающее никакой критики) пропагандистской машины Запада, в первую очередь США, отождествить СССР с мрачной, монументальной, тоталитарной экранной империей зла. Но вынесенная на суд публики спустя годы предыстория (по сути, начало) «Звёздных войн» высветила истинный, не слишком приятный для американцев замысел Джорджа Лукаса, прозрачно намекнувшего на призрачную угрозу, зреющую в недрах родной демократической системы.

.

__________
1 – Он отдал предпочтение другому масштабному научно-фантастическому фильму – «Дюне» /1984/, с десятками таких чудищ, как прожорливый Сарлэкк.
2 – Фил Типпетт отчасти (и, вероятно, неосознанно) повторит дизайн, конструируя ED-209 – стража корпорации OCP, с которым расправляется робот-полицейский.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Кунина Н. Синерама. США // Искусство кино. – 1984, № 2. – С. 157-158.
Савицкий Николай. На разных полюсах // Искусство кино. – 1984, № 12. – С. 124-139.
Вяткин Андрей. В мире звёздных войн // Советский экран. – 1990, № 5. – С. 28-29.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+