А зори здесь тихие / A zori zdes tikhie (1972)
Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).
Другие названия: «А зори здесь тихие…» / «…а зори здесь тихие» (варианты написания названия), «А зори здесь тихие» / «Зори здесь тихие» / «The Dawns Here Are Quiet» (международное англоязычное название), «Во втором эшелоне» (название первой серии), «Бой местного значения» (название второй серии).
СССР.
Продолжительность 188 минут.
Режиссёр Станислав Ростоцкий.
Автор сценария Станислав Ростоцкий, Борис Васильев по повести Бориса Васильева (без указания в титрах).
Композитор Кирилл Молчанов.
Оператор Вячеслав Шумский.
Жанр: драма, исторический фильм, военный фильм
Краткое содержание
1942-й год, Карелия. В подчинение к старшине Федоту Евграфовичу Васкову (Андрей Мартынов) поступает два отделения взвода зенитчиц. Младший сержант Рита Осянина (Ирина Шевчук), возвращаясь из города, где втайне от командира навещала сына, замечает в лесу двух немецких диверсантов. Старшина выступает с инициативой лично обезвредить их, по возможности взяв в плен. Вместе с Васковым и Осяниной на задание идут Женя Комелькова (Ольга Остроумова), Лиза Бричкина (Елена Драпеко), Соня Гурвич (Ирина Долганова) и Галя Четвертак (Екатерина Маркова).
Также в ролях: Людмила Зайцева (сержант Кирьянова), Алла Мещерякова (Мария Никифоровна), Алексей Чернов (майор), Виктор Авдюшко (помкомвзвода), Юрий Сорокин (Игорь), Владимир Ивашов (гость Бричкиных), Кирилл Столяров (Сергей Столяров), Борис Токарев (пограничник Осянин), Игорь Костолевский (Миша), Георгий Мартынюк (Лужин), Евгений Меньшов (турист), Светлана Борисова (девушка-туристка), Ирина Кмит (зенитчица), Нина Емельянова (Полина Егоровна).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.12.2016
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Разумеется, нелегко винить членов Американской академии кинематографических наук и искусств, из всех претендентов на премию «Оскар» признавших лучшим иноязычным фильмом, демонстрировавшимся в национальном прокате в 1972-м году, «Скромное обаяние буржуазии» /1972/ – изящный шедевр Луиса Бунюэля. И всё равно отрадно осознавать, что картина была замечена, попав в число номинантов и тем самым – получив известность в США. Тепло «А зори здесь тихие…» оказались встречены и в Западной Европе, начиная с демонстрации в рамках Венецианского международного кинофестиваля. А уж история любви к ленте со стороны китайских товарищей, в том числе лично Дэна Сяопина, которые в итоге не выдержали и отважились на собственный (точнее, снятый совместно с Россией) девятнадцатисерийный телевизионный «римейк», и вовсе стала притчей во языцех… Нужно ли отдельно упоминать о подлинном триумфе, ожидавшем Станислава Ростоцкого и автора одноимённой (впервые опубликованной в 1969-м в журнале «Юность» и, кстати, адаптированной Юрием Любимовым в театре на Таганке) повести Бориса Васильева на Родине?! Здесь и многомиллионная посещаемость1, и признание в виде россыпи наград.
Впрочем, есть ещё одно обстоятельство, которое радует даже больше. То, что фильм нисколько не устарел, а посему – не был со временем предан забвению, по-прежнему обожаем и высоко ценим. Возможно, Станиславу Ростоцкому не слишком удалось обрамление основной части повествования современными эпизодами – с группой беззаботных молодых туристов-«дикарей», теряющихся в догадках на предмет того, что делают в глухой карельской тайге два таинственных типа. Дело не в наличии громкого пафоса, который, право, в произведениях о Великой Отечественной войне чаще уместен2, а в недостаточно тонком (в отдельные моменты – отмеченном печатью плакатности) стремлении авторов подчеркнуть нерушимую связь поколений. Более продуманными и художественно убедительными, но всё равно – неидеальными показались мне подчёркнуто приукрашенные, «олеографические» кадры воспоминаний девушек (роман Евгении с женатым мужчиной и расстрел немцами членов её семьи; трогательные отношения Сони с однокурсником; робкая любовь Лизаветы к городскому гостю…) о довоенной жизни. О тех светлых, красочных, напоминающих сказку или весёлую кинокартину (цитаты из музыкальной комедии «Цирк» /1936/ невольно воспринимаются элементами складывавшегося тогда постмодернистского мышления), что так сильно контрастируют с суровыми, во всех смыслах чёрно-белыми армейскими буднями.
Другое дело – всё, что касается собственно реалий фронта за линией фронта, которым являлись свидетелями и писатель, и режиссёр. Лично замечал, как даже у зрителей, глубоко чуждых сантиментам, слёзы наворачивались на глаза во время сеанса, особенно – ближе к развязке, когда героини одна за другой трагически (и героически!) уходят из жизни. И сказанное старшиной в сердцах о захватчиках («… вот, девчата, и весь сказ: звери они о двух руках, о двух ногах. Лютые звери. Фашисты – одно слово») эхом отдаётся в ушах на протяжении просмотра… И всё же «А зори здесь тихие…» – не просто выразительный коллективный портрет людей, сражавшихся за Родину, который постепенно возвышается до собирательного образа народа, вставшего на борьбу с оккупантами. Осмелюсь утверждать, что Быкову и Ростоцкому удалось не хуже, чем, скажем, Юрию Озерову в тоже талантливой многосерийной эпопее «Освобождение», постигнуть сущностные, глубинные причины того, почему Советский Союз одержал верх над нацистской Германией – и едва не всей Европой в придачу (с её неисчислимыми людскими, технологическими, военными, материальными ресурсами). Здесь и не передаваемая словами вера в то, что в священном деле помогает сама родная земля, что практически выражается хотя бы в ценных навыках Федота – бывалого охотника-промысловика и опытного разведчика, знающего назубок окрестные тропы. И, главное, в интуитивном понимании природы тотального противостояния, афористически метко выраженном Васковым в том духе, что война – это-де не только кто кого перестреляет, но кто кого передумает. Тем дороже Победа!
.
__________
1 – 66 млн. проданных билетов обеспечили фильму место в числе не только лидеров сезона, но и – рекордсменов за всю историю отечественного кинопроката.
2 – В качестве примеров достаточно привести эпилог другой экранизации, «Они сражались за Родину» /1975/, и заключительные кадры «Торпедоносцев» /1983/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий