Армия теней / L’armée des ombres (1969)

Армия теней / L’armée des ombres (1969): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Армия героев» / «L’armata degli eroi» (Италия), «Армия теней» / «Army of Shadows» / «The Army of Shadows» (международные англоязычные названия).

Франция, Италия.

Продолжительность 145 минут.

Режиссёр Жан-Пьер Мельвиль.

Автор сценария Жан-Пьер Мельвиль по роману Жозефа Кесселя.

Композитор Эрик Демарсан.

Операторы Пьер Ломм, Вальтер Воттиц.

Жанр: драма, военный фильм

Краткое содержание
Филиппу Жербье (Лино Вентура), одному из руководителей французского Сопротивления, удаётся дважды избежать казни, чудесным образом спасшись из заточения. Неоценимую поддержку ему оказывает женщина по имени Матильда (Симона Синьоре), которая становится ближайшей соратницей и другом Жербье. Филипп, Матильда, Люк Жарди (Поль Мёрис) и их товарищи надеются объединить разрозненные группы маки, чтобы начать с нацистами и режимом Виши организованную войну. Однако в результате очередной облавы гестапо удаётся арестовать Матильду и, сыграв на её единственной слабости — безграничной любви к дочери, склонить к сотрудничеству.

Также в ролях: Жан-Пьер Кассель (Жан Франсуа Жарди), Клод Манн (Клод Ульманн, он же «Ле Маск»), Поль Кроше (Феликс Леперк), Кристиан Бербье (Гийом Вермерш, он же «Ле Бизон»), Серж Реджани (парикмахер), Андре Деваврен (полковник Пасси), Ален Декок (Легрен), Ален Мотте (начальник лагеря), Ален Либо (Поль Дуна), в эпизоде Натали Делон (подруга Жана Франсуа, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.08.2020

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Армия теней / L’armée des ombres (1969): кадр из фильма
Женщина в подполье

Немецкие войска торжественно маршируют по Елисейским полям, на фоне величественной Триумфальной арки, угрожающе шествуя издалека прямо на зрителя, пока нестерпимо долгий план не прерывает стоп-кадр – в тот момент, когда первый ряд почти сравнялся с камерой… Может показаться невероятным, но изначально Жан-Пьер Мельвиль1 видел этот фрагмент, изумительно и предельно ёмко передающий весь трагизм оккупации своей Родины немцами, поправшими коваными сапогами самое сердце Франции, эпилогом, а не прологом. И попытался исправить ситуацию уже после того, как фильмокопии были отправлены в кинотеатры и состоялись сеансы… Это не единственный в истории мирового кинематографа случай2, когда режиссёр спешно вносил в готовую монтажную версию корректировки, которые являлись теми самыми последними штрихами, что и придают произведению завершённость подлинного шедевра.

Армия теней / L’armée des ombres (1969): кадр из фильма
В ожидании своей участи

В финале же сменяют друг друга на крупном плане лица едущих на автомобиле Гийома Вермерша, известного под прозвищем «Ле Бизон», Клода Ульмана, взявшего себе псевдоним «Ле Маск», Люка Жарди и Филиппа Жербье. Они только что застрелили Матильду, так и не поняв, было ли это её личным желанием – добровольным выбором сильной женщины, не видящей иного способа разрешить сложную дилемму, не став предательницей и сохранив жизнь дочери. А параллельно, в титрах на мрачном чёрном фоне и под музыку Эрика Демарсана, звучащую ещё печальнее и надрывнее, сообщается о дальнейшей участи боевых товарищей, которым не суждено дожить до светлого дня освобождения Франции и, тем более, до Победы. Получив от Жарди распоряжение ускориться, «Ле Маск» пытается свернуть на Елисейские поля – но постовой в нацистской военной форме указывает знаком на объездной путь… Подобно тому, как в знаменитых (и даже не имеющих себе равных!) криминальных фильмах Мельвиль всячески старался избежать и намёка на героизацию и романтизацию образов преступников, а равно блюстителей закона, он категорически отринул подобные поползновения и на сей раз, обратившись к роману Жозефа Кесселя. Характеристика «армия теней» подразумевает не только неизбежную скрытность жизни подпольщиков. Речь идёт о призраках3, догадывающихся в глубине души о своей обречённости, но тем не менее одержимо делающих дело, которое, невзирая на лишения и подчас – кажущуюся безнравственность, считают правым. Ибо уже в эпиграфе сказано: «печальные воспоминания, я всё же приветствую вас… Ведь вы – моя далёкая юность»… Жану-Пьеру Мельвилю удалось сотворить подлинно экзистенциалистское произведение. Более того, одно из лучших в истории мировой культуры, к созданию которого бы наверняка почли за честь приложить руку и Жан-Поль Сартр с Альбером Камю, тоже, кстати, не обошедшие стороной тему оккупации.

.

__________
1 – Кстати, не рискнувший попросить армейское командование выделить солдат для массовки и нанявший… профессиональных танцовщиков.
2 – В качестве таких перфекционистов засветились, в частности, Сергей Эйзенштейн («Броненосец «Потёмкин» /1925/), Фрэнсис Форд Коппола («Апокалипсис сегодня» /1979/), Стэнли Кубрик («Сияние» /1980/).
3 – Во французском языке слово «ombre», как и в русском – «тень», имеет оба значения.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+