Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979)

Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979): постер

Полнометражный фильм («Золотая пальмовая ветвь» и премия ФИПРЕССИ Каннского МКФ; номинации на «Оскар», «Золотой глобус», «Сезар»).

Другие названия: «Апокалипсис сейчас» / «Апокалипсис наших дней» / «Даёшь апокалипсис!» (варианты перевода названия), «Апокалипсис сегодня: полное досье» / «Apocalypse Now: The Complete Dossier» (видео), «Апокалипсис сегодня, вернувшийся» / «Apocalypse Now Redux» (расширенная версия).

США.

Продолжительность 153 минуты (расширенная версия – 202 минуты; рабочая версия – 289 минут).

Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола (премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).

Авторы сценария Джон Милиус, Фрэнсис Форд Коппола (номинация на «Оскар») на основе сюжета Майкла Герра и романа Джозефа Конрада (без указания в титрах).

Композиторы Кармайн Коппола, Фрэнсис Форд Коппола (премия «Золотой глобус» и номинация на «Грэмми»).

Оператор Витторио Стораро (премия «Оскар»).

Также премию «Оскар» получили Уолтер Мёрч, Марк Бергер, Ричард Беггс, Натан Боксер (звук).

Также на премии «Оскар» номинировались: Дин Тавуларис, Анджело П. Грэм, Джордж Р. Нельсон (художники-постановщики), Ричард Маркс, Уолтер Мёрч, Джералд Б. Гринберг, Лиза Фрухтман (монтаж).

Жанр: драма, военный фильм

Краткое содержание
Бенджамин Л. Уиллард (Мартин Шин), капитан 173-ей воздушно-десантной бригады, находящийся в увольнении, бесцельно, в полузабытьи убивая время в одном из отелей Сайгона, получает приказ срочно прибыть в штаб в Натранг. Генерал-лейтенант Корман (Дж.Д. Спрэдлин) и полковник Лукас (Харрисон Форд) сообщают ему подробности нового, сверхсекретного задания — найти в джунглях Камбоджи и ликвидировать полковника Уолтера Э. Курца (Марлон Брандо), который, по версии командования, помутился рассудком, дезертировал и вместе с группой преданных людей основал в соседней с Вьетнамом стране подобие собственного государства, где местные жители почитают его, как бога. Уилларду предстоит проделать опасное путешествие вверх по реке Меконг на патрульном катере под командованием капитана Филлипса (Альберт Холл).

Также в ролях: Роберт Дюваль (подполковник Билл Килгор, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), Фредерик Форрест (Джэй «Шеф» Хикс), Сэм Боттомс (Лэнс Б. Джонсон), Лоуренс Фишбёрн (Тайрон «Клин» Миллер), Деннис Хоппер (фоторепортёр), Джерри Зисмер (Джерри), Скотт Гленн (лейтенант Ричард М. Колби), Бо Байерс (сержант военной полиции), Синтия Вуд (модель года), Коллин Кэмп (модель месяца, мисс Май), Линда Карпентер (модель), Роман Коппола (Фрэнсис де Марэ, расширенная версия), Джан-Карло Коппола (Жиль де Марэ, расширенная версия), в эпизодах (все – без указания в титрах) Фрэнсис Форд Коппола (режиссёр съёмочной группы ТВ), Ли Эрмей (пилот вертолёта, без указания в титарх), Витторио Стораро (телеоператор), Чарли Шин (статист).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.07.2016

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979): кадр из фильма
Стражи апокалипсиса

«Мой фильм не о Вьетнаме, он сам – Вьетнам». Фразу, произнесённую Фрэнсисом Фордом Копполой на пресс-конференции на Каннском международном кинофестивале, в рамках которого (принёсшего «Золотую пальмовую ветвь», пусть и поровну с «Жестяным барабаном» /1979/, и премию ФИПРЕССИ) состоялась мировая премьера картины, можно было бы счесть бравадой художника. Но в данном случае, в контексте всего интервью, насыщенного укорами в адрес журналистов за пристрастное, отмеченное вниманием к «сенсационным» подробностям освещение съёмочного процесса, слова звучат иронически и горько. Кинематографист намекал, что ввязался примерно в такую же авантюру, что и Правительство США, надеявшееся на маленькую победоносную войну в далёкой азиатской стране. Сходство не только в том, что по разным причинам (от тайфуна Ольга, разрушившего дорогостоящие декорации, и трудностей в общении с представителями филиппинской армии до проблем с исполнителями ведущих ролей) в производственный график не удалось уложиться даже примерно. При этом характер задуманного действа не позволял ограничиться малыми масштабами, вынуждая всё увеличивать и увеличивать первоначальный бюджет, вплоть до внушительной суммы в $31,5 млн., и Коппола, исчерпав источники финансирования, вложил собственные средства, рискуя обанкротиться в случае финансовой неудачи. Скандальную известность получили методы достижения максимальной аутентичности: Мартин Шин планомерно погружался в подлинный алкогольный угар, обернувшийся сердечным приступом1, а, скажем, Сэм Боттомс снимался под действием амфетаминов, ЛСД и марихуаны. Да и сам режиссёр, переживший острейшую депрессию, совершил несколько (!) попыток суицида. Красноречив и тот факт, что было отснято материала на 200 (двести!) часов проекции, и монтаж, занявший около двух лет, тоже проходил крайне напряжённо.

Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979): кадр из фильма
Во всей красе

Впрочем, проведённую параллель не следует понимать буквально – хотя бы потому, что чистота намерений самого Копполы не вызывает сомнений. В его картину не могли попасть наиболее одиозные моменты из первоначального сценария Джона Милиуса, и амбивалентный, местами откровенно милитаристский замысел получил обезоруживающе пацифистское воплощение. Демонстрация мощи американской военной машины2 приобретает, если вдуматься, двусмысленность и в конечном итоге – обличительный пафос. Абсурдно само поручение, данное Уилларду, справедливо отмечающему, что осуждать здесь кого-то за убийство – всё равно, что штрафовать на ралли за превышение скорости. Подполковник Билл Килгор (превосходная роль Роберта Дюваля!), наставляющий подопечных, что воин, который продолжает сражаться, когда у него вылезли наружу кишки, достоин пить из его личной фляжки, моментально забывает о героическом противнике, как только помощник сообщает о прибытии знаменитого сёрфингиста Лэнса Б. Джонсона. Ещё «забавнее», что подлинной причиной мощнейшей психической атаки под музыку Рихарда Вагнера «Полёт валькирий» (в скандинавской мифологии дев, решающих по воле Одина исход сражений; какой символизм!) звеном вертолётов, сравнивающим с землёй целый населённый пункт, является стремление… получить доступ к гигантским волнам. Командир подразделения воздушной кавалерии, обожающий по утрам запах напалма – этот аромат победы, в целом достойно продолжает славные традиции предшественников (внимательный зритель уловит прозрачный намёк на всадников Великого Дракона из «Рождения нации» /1915/), вырезавших дикарей в разных частях света племенами. Тем более напоминают хаос («Кто здесь командир?» – «А разве не Вы?») боевые порядки на передовой позиции, немногим уступая организации шоу с девушками из «Плейбоя» перед беснующейся толпой бойцов, отправленных в Индокитай на защиту демократии. Режиссёр мимоходом затрагивает и ещё один исключительно важный мотив (позже, в «Цельнометаллической оболочке» /1987/, подхваченный Стэнли Кубриком), персонально, в компании оператора Витторио Стораро и художника-постановщика Дина Тавулариса изобразив «хроникёра» с ТВ, руководящего съёмкой инсценировки штурма, напутствуя солдат: «Бегите, это для телевидения. В камеру не смотреть».

Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979): кадр из фильма
Курц в раздумьях

Не соглашусь с теми, кто, ознакомившись с расширенной (с эпитетом «Redux») версией и сравнивая её с прокатным вариантом, упрекал режиссёра в излишнем утяжелении повествования. Введённый продолжительный эпизод со случайным попаданием экипажа катера на территорию, удерживаемую, несмотря ни на что, кланом французских плантаторов, потомственных офицеров, придал событиям историческое измерение. Позволил провести параллель – с акцентированием внимания и на сходствах, и на отличиях – между классическим европейским колониализмом и новой, неоколониалистской практикой прямой военной интервенции под прикрытием идеологических лозунгов. Причём Де Марэ, велеречиво рассуждающие о чести мундира и предательстве Родины во время битвы за Дьенбьенфу, в чём-то кажутся благороднее союзников из-за океана, непонятно зачем устраивающих геноцид, пытаясь обуздать собственное порождение – Вьетминь, ставший Вьетконгом. Но и обречённые члены патриархального семейства в лучшем случае озвучивают отдельные удачные домыслы о сути происходящего. Единственным подлинным провидцем (и, соответственно, неугодным командованию очевидцем) остаётся Курц, к разгадке тайны которого Бенджамин приближается по мере удаления от штаба, всё настойчивее убеждаясь в мысли, что противника не одолеть, поскольку «для нас война – развлечение», в то время как «для них» существует единственный выбор: победа или смерть. Мятежный полковник исчерпывающе раскрывает причины неизбежного провала затеи, рассказывая об озарении («Алмазная пуля пронзила мой мозг…»), постигшем во время одной из операций, продемонстрировавшей истинный, несокрушимый боевой дух вьетнамских патриотов. Но его трагедия заключается в том, что, со всей ясностью осознав собственную приверженность неправому и гибельному делу, Курц даже не стал рассматривать возможности перейти на сторону добра, а – отринул мораль как таковую, силой своей личности организовав апокалипсис, небольшой конец света здесь и сейчас. «Воин-поэт в классическом смысле», по характеристике восторженно лепечущего фотожурналиста, настаивающего, что о полковнике нельзя судить, как о других, обычных людях, избрал стезю ницшеанского сверхчеловека, де-факто – низведённого до уровня пошлого языческого идола, одушевлённого божка, кумира, сотворённого на крови и методах введения толпы адептов в одурманенное, трансовое состояние. Монтажное сопоставление3 расправы над дезертировавшим офицером с жертвоприношением водяного буйвола, забиваемого туземцами при помощи мачете, – логичное разрешение конфликта, видящееся тем более знаменательным из-за обозначенного места действия: Камбоджа.

Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979): кадр из фильма
Полковник во тьме

Фрэнсис Форд Коппола, безусловно, достиг цели, передав дух «Сердца тьмы» /1902/ Джозефа Конрада и тем самым – обнажив сохраняющуюся злободневность антиимпериалистического романа, подчеркнув, что железная поступь прогресса на западный манер лишь способствует скорейшему претворению в жизнь тех тенденций, о каких предостерегал писатель. Вместе с тем в «Апокалипсисе сегодня» дана настолько убедительная и исчерпывающая картина одного из крупнейших событий XX века, что по прошествии времени ленту будут воспринимать, возможно, более ярким свидетельством о вьетнамском конфликте, чем исторические документы, – подобно тому, как Троянскую войну мы знаем по «Илиаде» и «Одиссее». Режиссёр не просто постарался постичь феномен интеллектуально, осмыслить явление в его диалектической сложности и многообразии, но и в не меньшей степени – передать сущность в броских, динамичных, парадоксально сталкиваемых аудиовизуальных образах огромной ёмкости. От психоделической композиции The Doors с безысходным названием The End, зарифмовывающей действие, до малинового цвета маскировочного дыма, от мерных звуков вращающихся лопастей вертолётов до навязчивой зелени джунглей, заливаемой огнём, – всё это стало неотъемлемой частью расхожих представлений (если угодно, достоянием коллективного бессознательного) о войне во Вьетнаме, до известной степени предохраняя от повторения подобных глобальных ошибок. От нового шествия по кругам Дантова ада.

.

__________
1 – Инцидент, опасаясь реакции студийного руководства, постарались скрыть, срочно пригласив его брата Джо Эстевеса.
2 – За это создателей журили некоторые советские критики, включая автора биографической заметки о Копполе в кинословаре.
3 – Здесь напрашивается перекличка с финалом «Стачки» /1925/ Сергея Эйзенштейна, хотя и вкладывавшего в кульминационный эпизод «Бойня» иной смысл.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Бодрийар Жан. Злой демон образов // Искусство кино. – 1992, № 10. – С. 64-70.
Кудрявцев С. Апокалипсис продолжается // Видео-Асс. – 1990, № 02. – С. 84-86.
Звегинцева И. Видеотека в сейфах милиции // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 26-36.
Кинобестселлеры // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 9. – С. 55-56.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+