Деловая женщина / Working Girl (1988)

Чикомасова И. Печальная история о том, как порочная женщина стремится стать порядочной // Видео Асс Экспресс. – 1992, № 11. – 36-40.

ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ПОРОЧНАЯ ЖЕНЩИНА СТРЕМИТСЯ СТАТЬ ПОРЯДОЧНОЙ

Она абсолютно не понимает, почему в ней видят только ЭТО. Почему в каждом интервью она обязана почти оправдываться. Почему вся мировая пресса (включая советскую) обзывает ее «сумасшедшей нимфоманкой», «воплощением порока», «сексуальной дикой штучкой» и т.д.

После выхода на экраны фильма «Деловая девушка» журналисты всего мира подхватили еще одну дурацкую фразу: «Ее голова создана для бизнеса, а тело – для греха». Какой-то сексуальный компьютер, а не женщина!

Мелани Гриффит сопротивляется. Она борется за свою репутацию. Она стремится играть роли, в которых не нужно демонстрировать черные зазывные трусики или кружевные пояса для чулок. Она хочет быть порядочной не только в жизни, но и на экране. Боюсь, что это вряд ли получится. А если и случится, то приведет к большому разочарованию.

Я понимаю: Мелани обидно. Порочной называют именно ее, ныне мать семейства и домохозяйку. Ведь почему-то никто не считает распутной, к примеру, Джулию Робертс, меняющую любовников чаще, чем

36

лак на ногтях. Или ту же Шерl Да мало ли свободно парящих женщин в Голливуде?! Нет, как заклинило: Мелани Гриффит – символ порока.

Как ни прискорбно, это правда. Почему? Потому, что Мелани всегда выглядит так, как будто только что вышла из спальни. Собственно, ничего рокового и особенно красивого (кроме долгих бедер) в ней нет. Но актриса всегда – как будто спросонья: припухшие веки, розово-размытые черты лица, нечеткие (зацелованные, что ли?) губы, хрипловатый голос. Зрителя не обманешь: он начинает фантазировать – что же она там делала 15 минут назад? Увы, так происходит. Спасти может разве что пластическая операция. Это первое.

И второе, не менее важное – стереотип восприятия. Все привыкли к тому, что Гриффит на экране почти всегда – женщина-вамп, роковая соблазнительница. И знаете, к ней это идет.

Когда Мелани было 14 лет, она сбежала от мамы и «прибилась» к еще неизвестному тогда Дону Джонсону (с которым и живет до сих пор). Ноги длинные, талия тонкая – стала манекенщицей. В 18 лет впервые снялась в кино (фильм «Ночные ходы» Артура Пенна). Затем весьма успешно соблазняла Пола Ньюмена в картине «Бассейн утопленников». А дальше понеслось: много мелких ролей, богемная жизнь, головная боль по утрам, виски, наркотики… В целом 15 лет без особого признания и с большими мучениями. Она долго ждала своего звездного часа и вдруг вспыхнула, засверкала в роли порнозвезды Холли у Брайана Де Пальма («Двойник по фигуре»). Она была так порочна и при этом хороша, что диву даешься. Она была на месте. Это ее, только ее – грубая сексуальность и бесконечная вульгарность.

Я не хочу сказать, что мисс Гриффит вульгарна по натуре, нет. Возможно, она – тонкий эстет и вообще не человек, а рафинад. Но только она способна без фальши и во всей полноте быть на экране циничной, сексуально необузданной стервой. Именно тем, от чего она стремится сегодня уйти.

Забавная женщина: она 15 лет искала свое амплуа, нашла его и теперь пытается от него избавиться. Никакой логики. А еще говорят, что «голова для бизнеса».

Где она невообразимо хороша, так это в «Дикой штучке» Джонатана Демма. Она раскрашена, как ритуальная маска полинезийцев, увешана побрякушками и совершенно неуправляема. Ее любимое сексуальное приспособление – наручники. Она вопит в момент любовного экстаза. И весь фильм держится на ней – на Мелани Гриффит. Просто замечательно.

Конечно, любой актрисе хочется быть многоплановой, разной. Но если найдена золотая жила, почему не разработать ее до конца? Ведь, изображая порок, можно его уничтожать, обличать, если уж он так противен.

Но Мелани Гриффит этого не захотела и стала «Деловой девушкой». Почему именно она понадобилась для роли Тэсс Макгилл вполне понятно. Режиссер Майк Николс хотел добиться контрастности: вот она вульгарная плебейка, а через полчаса – почти светская леди.

Воплощенная на экране американская мечта: своим умом из грязи в князи – очень всем понравилась. И «Золотой глобус», который актриса получила за эту роль, собственно, не ей предназначен. По сути, награждена сама эта милая сказка о восхождении простой, но умной и трудолюбивой девушки. И потом зрителю приятно: восторжествовал не только ум, но и справедливость почти в глобальном масштабе. Посрамлена злодейка-начальница. Осчастливлен любовью герой Харрисона Форда, и воротилы большого бизнеса оказались хорошими справедливыми ребятами.

Поверьте, я не сексуальный маньяк, а женщин уважаю в некоторых случаях больше, чем мужчин. Однако, на мой взгляд, актриса Мелани Гриффит была на месте в первой части «Деловой девушки», когда примеряла черное белье, и не слишком смотрелась во второй. В то, что она всё-таки стала бизнес-леди, еще как-то веришь, но ее смирение и на

38

ивность – принять невозможно. Совсем другое дело – роль Гриффит у Де Пальма в «Костре тщеславий»: стервозная, продажная, циничная и при всей своей светскости вульгарная. Здесь Мелани развернулась, от души. Органичен каждый жест, каждый взгляд. Ее Мария – еще та змеища. Истинных чувств в ней не больше, чем в арифмометре. Она лжива и порочна. Мало того, что она сбивает человека, она с удовольствием сваливает вину на любовника и лжет, лжет, лжет. В этой роли Гриффит удалось изобразить порок и посмеяться над ним. Этим бы путем и идти, но Мелани очень хочет быть хорошей.

В результате она попадает в милую компанию в «Тихоокеанских высотах». Молодая домохозяйка-квартиросдатчица, истерзанная жильцом-аферистом, в исполнении Гриффит теряется на фоне обоев. Пишут, что фильм хороший. Да, согласна. Но Мелани Гриффит в нем могла бы и не играть. Говорят, актриса с ролью справилась.

Ничего удивительного, это ее профессия, ремесло. Но, по-моему, Мелани в этом фильме нет. Актриса и двигается й говорит и подвергается опасности, но ее нет. Мелани – в кадре, а кадр – пустой. Актрисы не-

39

ножко не хватает, она почему-то почти бесцветна.

Со мной можно спорить по этому поводу, но я убеждена: Гриффит хороша, когда вульгарна. Те 15 лет, которыми актриса шла к звездной карьере, были тяжелы. Может быть, Мелани Гриффит вела не слишком добропорядочную жизнь и теперь не хочет к ней возвращаться даже на экране? Не знаю. Но актер должен стремиться к тому, в чем он безусловно сильнее всех остальных. Только так можно быть звездой. Ведь есть трагики, а есть герои-любовники или комедийные актеры. И никто не им тается что-то изменить. Амплуа – штука серьезная, ломая его, можно просто потерять лицо.

Мелани Гриффит сильна в пороке, в ролях сексуальных, роковых. Стремление к воплощению порядочности и добродетели может просто убить ее как актрису, обезличить, сравнять с общим серым фоном. Если я ошибаюсь, пусть старшие товарищи меня поправят.

И. ЧИКОМАСОВА

40

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+