Король-рыбак / The Fisher King (1991)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Король-Рыбак» / «Король-рыболов» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 137 минут.
Режиссёр Терри Гиллиам («Серебряный лев» и «Малый золотой лев» Венецианского МКФ, номинация на «Золотой глобус»).
Автор сценария Ричард ЛаГравенезе (номинация на «Оскар»).
Композитор Джордж Фентон (номинация на «Оскар»).
Оператор Роджер Прэтт.
На премию «Оскар» также номинировались Мел Бурн, Синди Карр (художники-постановщики).
Жанр: комедия, драма
Краткое содержание
Джек Лукас (Джефф Бриджес, номинация на «Золотой глобус») пребывает в глубоком душевном кризисе, став невольным виновником трагедии: будучи ведущим собственного ток-шоу на радио, он «вдохновил» слушателя с неустойчивой психикой на массовое убийство. Джека спасает от расправы двух уличных хулиганов Перри (Робин Уильямс, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), на самом деле — профессор Генри Саган, специалист по средневековой истории, который лишился рассудка после того, как в том самом, злополучном инциденте погибла любимая жена (Лиза Блейдс). Чувствуя вину, Лукас пытается хоть чем-то помочь бедняге. Однако его, конечно, смущает навязчивая идея Перри заполучить Святой Грааль, якобы находящийся в Нью-Йорке.
Также в ролях: Мерседес Рул (Энн Наполитано, премии «Оскар» и «Золотой глобус», кубок Пасинетти Венецианского МКФ), Аманда Пламмер (Лидия Синклер), Майкл Джетер (бездомный), Дэвид Хайд Пирс (Лу Розен), Лара Харрис (Сондра), Гарри Ширер (Бен Стар), Крис Хауэлл (Красный рыцарь), Ричард ЛаГравенезе (яппи), Кэти Наджими (безумная посетительница видеотеки), в эпизоде Том Уэйтс (ветеран-калека, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.12.2016
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Ощущение, будто Терри Гиллиам долгие годы специально избегал современных реалий (особенно современных реалий Соединённых Штатов, которые покинул, перебравшись в Великобританию), разумеется, ошибочно. Неважно, реконструировал он на экране прошлое или безрадостное будущее, было ясно: речь идёт о ключевых проблемах сегодняшнего дня. Однако досадная коммерческая неудача «Приключений барона Мюнхгаузена» /1988/ всё же заставила режиссёра отойти от прежде неукоснительно соблюдавшихся принципов – и переключиться на актуальный материал, причём обратившись к чужому (вызывавшему интерес и у других мастеров, в частности, у Джеймса Кэмерона) сценарию. Опыт пошёл Терри исключительно на пользу – и дело не только в заметном зрительском1 и, главное, художественном резонансе. Нам посчастливилось лицезреть одно из самых глубоких и бескомпромиссно честных исследований сути той социально-экономической модели, которую идеологи Запада торжественно объявляли чуть ли не венцом эволюции, предвкушая с крушением социалистической системы наступление безмятежного конца истории.
Можно, конечно, вспомнить, что и до Ричарда ЛаГравенезе кинематографисты обращались к похожим сюжетам: чего только стоит «Радиоболтовня» /1988/ Оливера Стоуна! К тому же, изначально предполагалось привлечь к сотрудничеству Говарда Стерна, чьи ток-шоу давно стали площадками обсуждения разнообразных, в том числе пикантных и откровенно непристойных, тем и отличались далеко не самым уважительным отношением к аудитории. Иными словами, исходная предпосылка не кажется такой уж надуманной. Это наши классики предупреждали о вероятных последствиях сказанного («Нам не дано предугадать, // Как наше слово отзовётся» у Ф.И. Тютчева), а, скажем, Н.В. Гоголь, отсылая к Священному Писанию, налагал нравственный запрет: «Опасно шутить писателю со словом. Слово гнило да не исходит из уст ваших!» Лукас же потому и добился феноменальной популярности, что блестяще освоил предложенные правила игры – сделал ставку на скандал, на разжигание низменных страстей, на бездумные провокации. Последствия себя ждать не заставили… Но и пресловутая (таящая непредвиденные опасности) свобода слова является всё же частным случаем.
Формально Джеку упрекнуть себя не в чем: он и не знает иных представлений об обществе, кроме как о скопище индивидов, существующих обособленно друг от друга – и находящихся в состоянии войны-конкуренции, где выживает сильнейший. Разрешено всё, что прямо не запрещено законом! Однако воистину сама Жизнь указывает на ошибочность (и, кстати, подлость) подобных воззрений. Немыслимо, чтобы человек обретался вне себе подобных: если и в природе все элементы взаимосвязаны, разве может быть иначе в случае с культурой? Перри, напоминающий обычного городского сумасшедшего, нищего и неприкаянного, страдающего галлюцинациями (образ огнедышащего Красного рыцаря вызывает в памяти и Бармаглота, и Смерть, преследовавшую барона), оказывается, как ни парадоксально, мудрее. Навязчивые идеи лишь на первый, поверхностно рационалистический взгляд видятся нелепыми, оторванными от грубой реальности. Великое, дошедшее сквозь тьму веков наследие (в виде легенды о Короле-Рыбаке, исцелённом благодаря тому, что испил из Святого Грааля) на поверку служит пристанищем для неуспокоенной души, надёжной защитой от хаоса и насилия и даже – средством поддерживать драгоценные связи с другими разумными существами. Лукасу придётся, поборов апатию и презрев сомнения, признать, что является избранным, и выполнить высокую миссию: иначе искупления не обрести. Такой доброй, жизнеутверждающей, благостной (и вместе с тем отнюдь не наивной) развязки, право, сложно было ждать от Гиллиама – гуманиста, чаще предпочитающего прятаться под маской мрачного остроумца и мизантропа.
.
__________
1 – Для столь сложного и достаточно дорогостоящего ($24 млн.) кинопроизведения кассовые сборы в размере $41,9 млн. представляются весьма неплохими.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Эшпай Валентин. Американская видеоколлекция // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 4. – С. 8-10.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий