Кристина / Christine (1983)

Кристина / Christine (1983): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Кристина» Джона Карпентера» / «John Carpenter’s Christine» (полный вариант названия).

США.

Продолжительность 110 минут.

Режиссёр Джон Карпентер.

Автор сценария Билл Филлипс по роману Стивена Кинга.

Композитор Джон Карпентер.

Оператор Дональд М. Морган.

Жанр: драма, фильм ужасов, детектив, триллер

Краткое содержание
У старшеклассника Арнольда Каннингэма (Кит Гордон) репутация законченного неудачника — и только лучший друг Деннис Гилдер (Джон Стоквелл), выступающий за школьную команду по американскому футболу, старается по мере сил его морально поддерживать. Всё изменилось в тот момент, когда Арни увидел «Кристину» — автомобиль модели Plymouth Fury 1958-го года выпуска, которую Джордж ЛеБэй (Робертс Блоссом), брат её прежнего владельца, ныне покойного, уступил по сходной цене. Эта машина ярко-красного цвета, обладающая, как вскоре выяснится, собственным (и скверным!) характером, сыграет в судьбе парня роковую роль.

Также в ролях: Александра Пол (Ли Кэйбот), Роберт Проски (Уилл Дарнелл), Гарри Дин Стэнтон (детектив Рудольф Дженкинс), Кристина Белфорд (Регина Каннингхэм), Уильям Острандер (Бадди Рэппертон), Дэвид Спилберг (мистер Кейси), Малькольм Дэнэйр (Мучи Уэлч), Келли Престон (Розанна).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.11.2015

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Кристина / Christine (1983): кадр из фильма
Мстит за хозяина

Джон Карпентер оказался вторым – после живого классика Стэнли Кубрика («Сияние» /1980/) – и, видимо, последним режиссёром, который, представив на суд зрителей экранизацию произведения Стивена Кинга, поместил свою фамилию над заголовком. Подобной чести чаще удостаивался сам прославленный беллетрист, общепризнанный король литературных ужасов! Обстоятельство видится тем более знаменательным, что уверенность продюсера Ричарда Кобритца в успехе была абсолютной (из двух предложенных рукописей, «Куджо» и «Кристина», он остановил выбор на последней), – и съёмки начались ещё до того, как одноимённая книга поступила в продажу1. Правда, кинодраматург Билл Филлипс не питал особого пиетета к первоисточнику, внеся в сценарий несколько существенных (и не вполне согласующихся с излюбленными кинговскими мотивами) изменений – во избежание упрёков в плагиате и ради придания действу дополнительной зрелищности.

Кристина / Christine (1983): кадр из фильма
Кристина во всей красе

История старшеклассника, который, став обладателем автомобиля модели Plymouth Fury (между прочим, словосочетание, буквально переводящееся как ‘ярость Плимута’, невольно приобретает новый, зловещий смысл), получает внезапное избавление от проблем, необычна во многих отношениях. Транспортное средство, любовно названное «Кристиной», на поверку оказывается существом не просто живым – тонко чувствующим и чувствительным к обидам, готовым растерзать врагов молодого хозяина и даже… ревнующим его к окружающим. Это, несомненно, метафора. Столь грандиозное событие, как бунт машины против создателя-человека, трагически и с пафосом изображавшееся фантастами, начиная с неведомого творца средневековой легенды о Големе, остроумно низведено до инцидента из жизни заурядного тинэйджера. Джон Карпентер вслед за Стивеном иронизирует по поводу клише комедий и драм о трудностях переходного возраста, обрушиваясь с критикой на один из главных фетишей «общества потребления» – автомобиль, давно воспринимаемый в качестве не средства передвижения или даже предмета роскоши, а способа самопрезентации. Кит Гордон (кстати, будущий режиссёр, как и Джон Стоквелл) настаивал в интервью, что именно ему – на пару с художником по костюмам – пришла в голову счастливая идея выразить крепнущую в душе Каннингэма страсть к Кристине через систему «говорящих» деталей. По мере развития действия, синхронно с растущей одержимостью, Арни всё последовательнее отдаёт предпочтение моде 1950-х годов, сделав себе соответствующую причёску, облачаясь в обувь и одежду давно вышедшего из обихода фасона. Вплоть до красной куртки, почти неотделимой от имиджа Джеймса Дина, извечного «бунтаря без причины». Ретроспективно это представляется не просто косвенным свидетельством того, как постмодернистская эстетика медленно, но верно привлекала всё новых сторонников. Картина, пусть не произвёдшая фурор, но всё равно – прошедшая в прокате неплохо2, отчасти предвосхитила подлинный бум, который спустя пару лет вызвала другая кинофантазия, под названием «Назад в будущее». Даже с поправкой на то, что Роберт Земекис, погружая публику в атмосферу, скажем так, своего детства, добьётся противоположного эффекта: дизайн DeLorean DMC-12 идеально соответствует представлениям поколения его родителей о том, как должна выглядеть «машина времени». Впрочем, во впечатляющем, изобретательном по части использованных спецэффектов финале, когда Деннису и Ли приходится вступить в схватку с обезумевшей Кристиной не на жизнь, а на смерть, Карпентер остаётся верен исключительно себе.

.

__________
1 – Правда, это состоялось 29-го апреля 1983-го – за полгода с лишним до премьеры киноверсии.
2 – Кассовые сборы составили $21,2 млн., легко компенсировав производственный бюджет в размере $9,7 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 9. – С. 32.
Мастера и подмастерья ужасного цеха // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 26. – С. 133.
Степанченко Николай. В сетях мафии, или Благие намерения // Видео-Асс. – 1990, № 2. – С. 12-14.
Эшпай Валентин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Джон Карпентер // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 160.
Вяткин Андрей. Стивен Кинг – король ужасов // Советский экран. – 1990, № 12. – С. 28-29.
Мосина Е. Сияние зла // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 07. – С. 2-6.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+