Мыс страха / Cape Fear (1991)

С.К. Заложник абсолюта // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 8. – С. 7-8.

ЗАЛОЖНИК АБСОЛЮТА

МЫС СТРАХА (Cape Fear)

В 1962 году на экраны вышел триллер Джека Ли Томпсона «Мыс Страха», который был создай на основе романа Джона Макдональда «Палачи». Он рассказывал о подонке Максе Кейди, отсидевшем восемь лет за попытку изнасилования женщины ночью на автомобильной стоянке и решившем изощренно отомстить случайному свидетелю, заезжему адвокату Сэму Боудену и его семье – жене Ли и шестнадцатилетней дочери Дэниел. Картина не имела особого успеха (возможно, из-за предубеждения тогдашней публики против несколько патологического насилия), но заслужила хорошие отзывы критики.

Спустя двадцать восемь лет «Эмблин Энтертейнмент», фирма Стивена Спилберга, предложила повторную постановку этой ленты Мартину Скорсезе. Он долго отказывался: ему не нравился сюжет, отдельные детали и особенно – «слишком стереотипная и конфетно счастливая» семья адвоката. Однако, Роберт Де Ниро, любимый актер и своеобразный «альтер-эго» Скорсезе, сотрудничавший с ним на шести фильмах, очень хотел сыграть рать негодяя Кейди.

Забегая вперед, можно сказать, что картина «Мыс Страха» Скорсезе в немалой степени выигрывает благодаря присутствию Де Ниро, перевоплощающегося в подлинное «исчадие ада», некое дьявольское создание, персонифицированную силу Зла. Он уже представал на экране в облике замаскированного Люцифера (под анаграмматическим псевдонимом Луи Сайфр) в мистическом триллере «Сердце Ангела» Алана Паркера. На этот раз актер безжалостно лишает образ таинственного и мрачно-романтиче-

7

ского ореола, развенчивает фальшивую демагогию героя и сто неуемные претензии на роль самого Провидения, наконец, он умело подчеркивает невольную связь, которая существует между этим страшным персонажем и более ранними своими киноработами.

Комментируя новую ленту Мартина Скорсезе, критики упрекают его в явно коммерческой ориентации. Действительно, фильм «Мыс Страха» стал самым успешным по кассовым результатам – 39 миллионов сборов прокатной платы – в кинобиографии Скорсезе. В связи с этой картиной сам постановщик не без иронии употребляет термин «католицизация» сценария: ради идеи искушения и наказания греха повествование было дополнено массой скандально-провокационных, смущающих ханжеское представление перверсивных деталей из прошлого и настоящего героев. Небеспорочные жертвы, притягивающие к себе жаждущего не столько мести, сколько безграничной власти над людьми отъявленного подлеца с комплексом вселенского мессии, могут показаться уродливыми натурами, которые заслуживают иной – Божьей – кары. А самозваный судия, возомнивший себя демиургом всех религий и политических утопий, и вовсе способен вызвать разнородные чувства – от брезгливости до ощущения пародийности такого характера.

В любом случае легко обвинить режиссера в издевательстве над зрителями, которые все-таки проявляют большой интерес к новой версии «Мыса Страха». Если внимательно вглядеться в самую суть изменений, привнесенных в драматургическую основу ленты, то в первую очередь бросаются в глаза усилия по социальной, психологической и философской расшифровке подоплек давно известных но многочисленным простым триллерам, почти банальных событий. Можно увидеть своеобразную перекличку «Мыса Страха» с признанным и большинством критиков «Таксистом». Вспомните, как истово и обреченно, посреди адского ночного Нью-Йорка. стремился найти себя и установить утраченную справедливость и гармонию бывший участник войны во Вьетнаме, ставший таксистом. Шофер Трэвис, одержимый благородным порывом очищения мира от скверны, к тому же, помимо по-особому понятых христианских заповедей, пытался следовать заветам дзэн-буддизма, в практическом плане – самурайскому кодексу бусидо.

Новый персонаж Де Ниро представляет оборотную, оборотническую даже сторону этого типа, у которого благие намерении превратились в болезненное желание самоутверждения, в жажду жестокого диктата, подавления других из-за собственной несостоятельности. Мечта абсолютной власти делает его жалким заложником своих же униженных инстинктов, рабом низменных помыслов. Человек вырождается в нелюди, дьявольское берет верх над разумом. Мыс страха – как узкая грань между двумя мирами.

С. К.

8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+