Мёртвые пледов не носят / Dead Men Don’t Wear Plaid (1982)

Мёртвые пледов не носят / Dead Men Don't Wear Plaid (1982): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Мёртвые не носят пледов» / «Мёртвые не носят клетчатое» / «Мёртвые не носят юбок» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 82 минуты.

Режиссёр Карл Райнер.

Автор сценария Стив Мартин.

Композитор Майкл Чапман.

Оператор Миклош Рожа.

Жанр: комедия, криминальный фильм, детектив, триллер

Краткое содержание
Джульетта Форрест (Рэйчел Уорд) нанимает Ригби Рирдона (Стив Мартин), чтобы тот нашёл её отца — доктора Джона Фэя Форреста (Джордж Гейнс), крупного учёного, также занимавшегося созданием сыров, который официально числится погибшим. Частный сыщик понимает, что не в силах устоять перед очарованием «роковой женщины», и тем не менее — не отказывается от расследования.

Также в ролях: Рени Сантони (Карлос Родригес), Карл Райнер (Вильфред фон Клюк), Фрэнк МакКарти (Вайтер), Адриан Рикард (Милдред), Чарли Пичерни (Капюшон), Джин ЛеБелл (бандит), Джордж Савайа (бандит), а также Алан Лэдд (ликвидатор), Барбара Стэнвик (Леона Хастингс-Форрест), Рэй Милланд (Сэм Хастингс), Ава Гарднер (Китти Коллинс), Берт Ланкастер (Сведе Андерсон), Хамфри Богарт (Филип Марлоу), Кэри Грант (Красавчик), Ингрид Бергман (Ф.Экс. Хьюберман), Вероника Лейк (Моника Стиллпонд), Бетт Дейвис (Дорис Девермонт), Лана Тёрнер (Джимми Сью Альтфельд), Эдвард Арнольд (отец Джимми Сью), Кирк Дуглас (главный громила), Фред МакМюррей (Уолтер Нефф), Джеймс Кэгни (капитан Коди Джарретт), Джоан Кроуфорд (Маргарет), Чарльз Лоутон (потеющий толстяк), Винсент Прайс (Райс).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.10.2023

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мёртвые пледов не носят / Dead Men Don't Wear Plaid (1982): кадр из фильма
Образцовый сыщик. Частный

В англоязычном киноведении введены в оборот два понятия, которые не следует смешивать и путать: compilation films1 (‘фильмы-компиляции’) и collage films (‘коллажные фильмы’). К первой разновидности относят картины (в том числе документальные), собранные из сцен и кадров, позаимствованных из разных – минимум из двух разных – источников. Сюда включают как примитивные пропагандистские ролики, так и произведения, в советской традиции выделенные в отдельную категорию монтажных лент: от «Падения династии Романовых» /1927/ Эсфирь Шуб до «Обыкновенного фашизма» /1965/ Михаила Ромма и «Теперь» /1965/ кубинца Сантьяго Альвареса. И совсем иное представляют из себя работы второй группы, родоначальником которой считается Вуди Аллен, дебютировавший комедией «Что случилось, тигровая лилия?» /1966/ – вдосталь покуражившийся, взяв за основу парочку японских шпионских боевиков. От дебютной постановки режиссёра нетрудно проследить путь к его блистательной мистификации «Зелиг» /1982/, а параллельно увидел свет ещё один любопытный эстетический эксперимент.

Мёртвые пледов не носят / Dead Men Don't Wear Plaid (1982): кадр из фильма
Приходит на помощь

Поначалу замысел был скромнее, но Карл Райнер и Стив Мартин постепенно вошли во вкус, решив не опускаться до грубоватого кинокапустника – сотворить нечто более тонкое и изящное, где пародийные элементы одновременно читались бы данью уважения (homage) классическим нуарам. Конечно, особо дотошные и зоркие зрители сумеют обнаружить признаки «подделки» (допустим, по разной зернистости старой и новой киноплёнки), но скрупулёзность кинематографистов всё равно поражает. И дело не только в технической стороне, потребовавшей возведения множества декораций, поиска реквизита, выстраивания всякий раз нужного светового рисунка, строгого соблюдения ракурсов. Отдельного упоминания заслуживает эпизод в поезде, где произведено «впечатывание» фигуры Рирдона, ставшего собеседником персонажа Кэри Гранта (из хичкоковского «Подозрения» /1941/). Не меньше впечатляет игра с содержанием (с извлечением из кратких фрагментов нового смысла благодаря манипуляциям контекстом), лишний раз подтвердившая прозорливость нашего выдающегося соотечественника Льва Кулешова. Актёру-сценаристу (кстати, принципиально не ставшему пересматривать давние картины, дабы избежать влияния кумиров прошлого) потребовалось изрядно напрячь фантазию. Киноманы, естественно, получат ни с чем не сравнимое удовольствие, поскольку появление на кинополотне Алана Лэдда, Хамфри Богарта, Джеймса Кэгни и других неизменно тянет за собой шлейф ассоциаций. Вместе с тем Мартин не устаёт откалывать номера один забавнее другого. И, разумеется, не обходится без эффектного финального разоблачения коварных планов негодяев, в котором Райнер, сам начинавший на поприще комика, не преминул отметиться лично. Сыры тоже могут стать оружием в руках нацистских недобитков, по-прежнему грезящих об установлении мирового господства!.. А ещё публике предстоит поломать голову над таинственным названием, отсылающим к поведанной частным сыщиком глубокомысленной притче о женщине, одержимой клетчатым узором. Режиссёр подшутил над доверчивой публикой2, коварно изъяв соответствующий фрагмент на монтаже.

.

__________
1 – Термин предложил американец Джей Лейда в монографии «Из фильмов – фильмы» /1964/, изданной в СССР в 1966-м.
2 – Впрочем, не обидевшейся настолько, чтобы вложенные в производство $9 млн. не окупились (кассовые сборы составили $18 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+