Назад в будущее 2 / Back to the Future Part II (1989)
Другие названия: «Назад в будущее II» / «Назад в будущее, часть II» / «Назад в будущее, часть 2» (варианты перевода названия), «Парадокс» / «Paradox» (США: фальшивое рабочее название).
США.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёр Роберт Земекис
Автор сценария Боб Гейл по сюжету Роберта Земекиса и Боба Гейла и на основе персонажей, придуманных Робертом Земекисом и Бобом Гейлом.
Композитор Алан Сильвестри.
Оператор Дин Канди.
Жанр: приключенческий фильм, комедия, научная фантастика
Краткое содержание
Вернувшись из захватывающего путешествия в прошлое, Марти МакФлай (Майкл Джей Фокс) вынужден тут же отправиться в… 2015-й год — выручать собственных детей. Однако в будущем они с профессором Эмметом Брауном (Кристофер Ллойд) допускают непростительную оплошность: машину времени крадёт Бифф Таннен (Томас Ф. Уилсон), дряхлый, но такой же подлый и хитрый, который дарит самому себе в молодости «Спортивный альманах», содержащий статистику состязаний за несколько десятилетий. Обнаружив, что настоящее, где Бифф стал миллиардером и женился на матери Марти, Лоррейн (Лиа Томпсон), МакФлай и Браун понимают, что надо всё срочно исправлять. И переносятся в уже знакомый день — 12-го ноября 1955-го года.
Также в ролях: Майкл Джей Фокс (также в ролях Мартина МакФлая-младшего и Марлин МакФлай), Томас Ф. Уилсон (также в роли Гриффа Таннена), Джеймс Толкан (директор Стрикленд), Элизабет Шу (Дженнифер Паркер), Уэнди Джо Спербер (Линда МакФлай), Марк МакКлюр (Дэйв МакФлай), Джеффри Уайзман (Джордж МакФлай), Фли (Дуглас Нидлз), Билли Зейн (Мэтч), Кейси Семашко (3-D), Джей Джей Коэн (Скинхед), Рики Дин Логан (Дэйта), Дарлин Фогель (Спайк), Джейсон Скотт Ли (Уайти), Чарльз Фляйшер (Терри), Элайджа Вуд (мальчик у игровых автоматов), в эпизодах Криспин Гловер (Марти МакФлай), Клинт Иствуд (в фильме, без указания в титрах), Джан Мария Волонте (в фильме, без указания в титрах), Мэри Эллен Трейнор (офицер Риз, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.02.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Авторы и не думали нарушать обещание («продолжение следует…»), данное в последних кадрах оригинального фильма. Реализация проекта была отложена из-за работы Роберта Земекиса над другой блистательной и не менее сложной кинофантазией – детективом про несправедливое обвинение кролика Роджера, фигурка которого, незамеченная Марти, мелькает на витрине антикварного магазина в 2015-м году. Зато вместо одного «сиквела», как они изначально предполагали со сценаристом Бобом Гейлом, увидели свет вторая и третья части, снятые и вышедшие в кинопрокат стык в стык. Невзирая на двукратно (до $40 млн.) увеличенный производственный бюджет, коммерческий успех оказался значительно – тоже приблизительно в два раза1 – меньше, да и знакомого ощущения безусловной новизны уже, конечно, нет. И всё же экранные события захватывают и поражают воображение.
Дело не только в пространственно-временной экспансии, мастерски осуществлённой авторами. Образ грядущего помимо того, что отвечает высоким техническим стандартам футуристических представлений, пронизан тонкой иронией. От выразительных деталей вроде рекламы «Челюстей 19» в постановке Макса Спилберга, сына Стивена, до обрисовки печальных перспектив выросших тинэйджеров 1980-х, которым тоже «суждены благие порывы» и тоже – «свершить ничего не дано». Дешёвая уловка (на «слабо») срабатывает в отношении МакФлая безотказно, и ему приходится задействовать все ресурсы своей взрывной и исключительно подвижной2 натуры, чтобы выбраться из опасных передряг. Не менее красноречива картина альтернативного настоящего, уже с сарказмом доказывающая соотечественникам-современникам – скучающим и недовольным «яппи», что ситуация может быть гораздо хуже… И всё-таки главным видится курс на усложнение эстетических и особенно – кинодраматургических поисков, взятый тандемом кинематографистов с теми же напором и стремительностью, что отличают научные эксперименты Марти и Эммета. Если «изюминкой» оригинального замысла являлось восприятие людьми из эпохи «рейганомики» атмосферы благостных и консервативных 1950-х, то теперь исходным материалом стали события первого фильма. Словно в опережение будущих умельцев, собственных последователей и подражателей, Земекис и Гейл предлагают образец «постмодернизма в квадрате» или же – «автопостмодернизма». Это является остроумным и изощрённым кинематографическим эквивалентом прозрения Диего Веласкеса, на чьём полотне («Менины») художник, пишущий картину, отражается в зеркале. Принцип, означенный в заголовке, раскрывает само существо упомянутого направления в искусстве (в культуре!) конца XX столетия, обрисованный же механизм – исчерпывающе характеризует методологическую и технологическую базу творцов. Браво!
.
__________
1 – Кассовые сборы в национальном прокате составили $118,5 млн., в целом – порядка $332 млн.
2 – Недаром ирландская фамилия содержит слово «fly», то есть ‘полёт’ или ‘летать’.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Предыдущий фильм:
Назад в будущее / Back to the Future (1985)
Продолжение:
Назад в будущее 3 / Back to the Future Part III (1990)
Материалы о фильме:
Эшпай Валентин. У экрана с Валентином Эшпаем // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 7-16.
Добавить комментарий