Полтергейст / Poltergeist (1982)

Полтергейст / Poltergeist (1982): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Буйство духов» / «Разбушевавшиеся духи» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 114 минут.

Режиссёр Тоуб Хупер.

Авторы сценария Стивен Спилберг, Майкл Грейс, Марк Виктор по сюжету Стивена Спилберга.

Композитор Джерри Голдсмит (номинация на «Оскар»).

Оператор Мэттью Ф. Леонетти.

Также на «Оскар» номинировались: Ричард Эдлунд, Майкл Вуд, Брюс Николсон (визуальные эффекты), Стивен Хантер Флик, Ричард Л. Андерсон (монтаж звуковых эффектов).

Жанр: фильм ужасов

Краткое содержание
Стив Фрилинг (Крэйг Нельсон) является примерным семьянином, любящим жену Дайен (ДжоБет Уильямс), дочерей Дэну (Доминик Данн) и Кэрол Энн (Хизер О’Рурк) и сына Робби (Оливер Робинс), и вполне доволен своей работой, подыскивая покупателей частных домов, динамично возводимых строительной компанией. В одном из таких домов живёт и семья самих Фрилингов. И всё шло вполне неплохо, пока Дайен не стала свидетельницей странных событий, постепенно обретающих зловещий оборот.

Также в ролях: Беатрис Стрейт (доктор Леш), Майкл МакМанус (Бен Татил), Вирджиния Кайсер (миссис Тайтер), Мартин Каселло (Марти), Ричард Лоусон (Райан), Зельда Рубинштейн (Тангина), Джеймс Карен (мистер Тиг), Лу Перриман (Пёргсли), Дирк Блокер (Джефф Шоу), Аллан Граф (Сэм).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.12.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Полтергейст / Poltergeist (1982): кадр из фильма
Истина где-то там…

У нас фильм известен (во всяком случае – был известен в период расцвета видео) под названием «Буйство духов», что, в принципе, точно передаёт смысл вынесенного в заголовок слова, в переводе с немецкого языка означающего ‘шумное привидение’. Другое дело, что невольная смена акцентов заставила аудиторию сосредоточить внимание на зрелищной стороне произведения, в то время как Стивен Спилберг, вынашивая идею ленты, да и позже – в процессе написания сценария совместно с кинодраматургами Майклом Грейсом и Марком Виктором1, консультировался с университетскими исследователями паранормальных явлений. Речь идёт о полтергейсте как о феномене, который, несмотря на всю таинственность и зыбкость предмета, стал объектом пристального интереса науки. Вот и Фрилинги не случайно прибегают к помощи доктора Леш и её команды… Это, между прочим, вообще свойственно прославленному кинематографисту, демонстрировавшему, помнится, не менее основательный подход, когда обращался к темам угрозы, исходящей от морских обитателей, посещения Земли НЛО или даже обстоятельств вступления США во Вторую мировую войну.

Полтергейст / Poltergeist (1982): кадр из фильма
Общение с духами

К слову, отчётливо различимый спилберговский почерк поставил в тупик даже профессионалов. Приглашение Тоуба Хупера привело к возникновению одной из самых захватывающих голливудских загадок. Ведь Стивен, связанный на тот момент контрактом с кинокомпанией Universal Pictures на создание «Инопланетянина» /1982/, не имел права параллельно осуществлять ещё одну постановку – но, по свидетельству съёмочной группы, всё равно отдавал большую часть указаний участникам процесса: от декораторов до исполнителей. В надежде опровергнуть слухи Спилберг опубликовал в The Hollywood Reporter открытое письмо, поблагодарив режиссёра за сотрудничество и тонкое понимание замысла. Однако при этом обронил многозначительную фразу: «Если «Инопланетянин» был шёпотом, то «Полтергейст» – стал криком».

Полтергейст / Poltergeist (1982): кадр из фильма
Скелет не в шкафу

На мой взгляд, несхожесть взглядов творцов в немалой степени обусловила художественное своеобразие и, как следствие, большой успех картины, в том числе коммерческий2. Искусственно растянутая во времени экспозиция не просто позволяет во всех деталях познакомиться с бытом Фрилингов и успеть полюбить членов этой якобы обычной, среднестатистической фамилии, но и, хочется сказать, заставляет изрядно проникнуться семейными ценностями. Создаваемый тем самым контекст обуславливает и особый ракурс, а точнее, комбинацию ракурсов, под которыми увидены события. Житейская мудрость и искренность чувств в сочетании со строго научным, позитивистским подходом – вот оптимальный, по мнению авторов, способ постижения трансцендентного. Грубо говоря, если бы Стив и Дайен не испытали глубочайшего беспокойства за судьбу ангелочка Кэрол Энн, гипотеза доктора Леш о пространстве в другом измерении, где после физической гибели обитают души людей, не отправившиеся навстречу слепящему свету, – показалась бы умозрительной. И, разумеется, контраст художественных пристрастий коллег вводит публику в состояние шока, когда является собственной персоной Зверь, сотворённый посредством визуальных эффектов, а под занавес – дом внезапно оккупируют… В этом создателю «Техасской резни бензопилой» /1974/ действительно нет равных!

.

__________
1 – Прежде они участвовали (не считая нескольких эпизодов популярных телесериалов) в сочинении сурового северного боевика «Смертельная охота» /1981/.
2 – При бюджете $10,7 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $74,7 млн., в целом – $121,7 млн.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Кокарев А. Кокарев И. Нервных просят не смотреть // Экран. – 1992, № 2. – С. 25.
Разлогов Кирилл. Не бойтесь вампира в черном плаще // Видео-Асс. – 1990, № 02. – С. 30-33.
Бессмертный А., Эшпай В. О будущем, которое уже наступило // Видео Дайджест. – 1990, № 04. – С. 37-41.
Вяткин Андрей. Буйства духов на улице Вязов // Советский экран. – 1990, № 12. – С. 30-31.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+