Сирано де Бержерак / Cyrano de Bergerac (1990)

Рахлин Сергей. Трагедия интеллекта. // Экран. – 1993, № 5-6. – С. 21.

ТРАГЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

«СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК» Сценарий Жан Поля Раппно и Жан Клода Карье (по пьесе Эдмона Ростана) Режиссер Жан Поль Раппно. Франция. 1990 г.

Вспомним, как начинается фильм по пьесе Ростана «Сирано де Бержерак»? Театр в театре. Сирано, возмущенный профанацией искусства, устраивает в зале дебош и сгоняет со сцены обрюзглого премьера, высокопарно подающего вымороченный текст.

Эта сцена, в которой Сирано выступает в качестве театрального критика (только вместо пера у него в руке шпага), является ключевой для режиссера Жан Поля Раппно и его соавтора по сценарию Жан Клода Карье.

А суть сцены в том, что, обращаясь к классике, необходимо избегать ложного пиетета к канонизированному тексту – это приблизит материал к современности.

Фильм с первых же секунд втягивает в круговорот событий. Герой, не знающий ни минуты покоя, ибо его тело и его разум жаждут действия, задает ритм камере, делая нас участниками всего этого карнавального представления.

Но карнавал отнюдь не пестрый, как можно было ожидать от костюмного фильма. Режиссер намеренно приглушил краски. Цветовая гамма весьма сдержанна, доминируют лишь голубой и серый цвета. Интерьеры намеренно аскетичны. Нет и в помине барочного великолепия, столь соблазнительного для фильма, действие которого происходит во время оно.

Картина Раппно стоит по интеллектуальному уровню в том же ряду, что фильмы Милоша Формана «Амадеус» и «Вальмон». Но если Форман с учетом своей концепции выбрал в качестве фона великолепие барочных дворцов, то Раппно посчитал, что ему это может помешать.

Трагедия его героя Сирано носит чисто внутренний характер. Фильм обоснованно претендует на универсальность, на вневременное звучание. Трагедия Сирано де Бержерака, как ее трактуют авторы картины, не в излишней длине носа, мешающего герою обрести любовь и счастье, а в катастрофическом несоответствии его интеллекта, его поэтической души запросам его окружения. Трагедия духовного Гулливера в стране интеллектуальных лилипутов. Страна эта совсем не обязательно должна называться Франция. (Фильм, кстати, снимался в Венгрии.) Перед нами драма человека, выделяющегося из толпы. А «выдающийся» нос – всего лишь символ особости.

Жерар Депардье играет Сирано так, что герой, возможно, и сам порой думает, что его проблема в величине носа, но к старости он уже не сомневается в том, что его проблема в размере его интеллекта, в его «человеческой инакости», в его бунтарстве. Депардье прекрасно передал противоречие физической мощи Сирано и его духовной ранимости. Актер великолепен в «физических» сценах и неповторим в «духовных». Он точно понял, что задиристость Сирано – это способ быть понятым окружающим миром. Уколом шпаги Сирано – Депардье заставляет себя услышать, тогда как его изысканные тирады далеко не всегда встречают благосклонное внимание.

Конечно же, картина и о любви. Любви безответной. Но, право же, эта тема показалась мне второстепенной. И великолепно поставленная сцена смерти Сирано только лишний раз убедила в том, что авторы вышли к зрителю с драмой идей, а не патетической любовной историей, как иногда представляют классическую пьесу Эдмона Ростана.

Сохранив сравнительно архаичный стих Ростана, авторы сумели настолько приблизить его к современному зрителю с помощью удивительной манеры чтения (особенно хорош в этом Жерар Депардье), что даже не понимающий языка зритель постоянно испытывает соблазн просто слушать французский язык.

Фильм «Сирано де Бержерак» провозглашает, что слово имеет самостоятельную ценность. Что слово выше реальности. Что слово выше обстоятельств жизни. И что служение слову есть дело многотрудное и опасное.

Сергей РАХЛИН

21

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+