Сыщики-любители экстра-класса / The Persuaders! (1971–1972) (телесериал)

Телингатер Елена. Роджер Мур – герой Нового Старого Света // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 26. – С. 36-44.

Роджер Мур – герой Нового Старого Света

Через год он отметит 50-летие работы в кинематографе. За его плечами – более тридцати фильмов и около 1000 получасовых эпизодов в пяти телесериалах… Всемирно знаменитая кинозвезда, квинтэссенция британского духа, неизменно элегантный, стройный, подтянутый ироничный джентльмен в самых невероятных и опасных ситуациях не теряющий изысканности и самоиронии, – таким знал и знает Роджера Мура весь мир, кроме его «одной шестой части», на протяжении последних тридцати лет. В нашей стране имя актера по-прежнему известно в основном видеолюбителям, хотя на экраны России вышел один из последних фильмов Мура – «В яблочко!» Майкла Уиннера, – а телевидение еще раньше расщедрилось и показало два эпизода из сериала «Увещеватели», объединенные в один фильм под названием «Миссия в Монте-Карло».

Родившийся в 1927 году в семье лондонского полицейского Роджер с детства проявлял самые разнообразные способности: пел, рисовал, что-то сочинял. Поэтому никто не удивился, когда в 18 лет юноша начал сниматься. Красивый, сексапильный молодой человек – казалось бы, успех на актерском поприще гарантирован. Но Муру потребовалось более 15 лет, чтобы прорваться к славе – его час пробил только в 1962 году.

В конце 40-х годов выпускник Королевской академии драматических искусств Роджер Мур, только что женившийся на фигуристке Доорн Ван Стейн, играет в лондонских театрах слуг и официантов и снимается в кино в эпизодических ролях, бедность преследует его – в свободное время он позирует в журналах мод, чтобы подработать дополнительно пару фунтов стерлингов, проходит на студии стажировку в качестве художника-мультипликатора и

36

даже всерьез подумывает о смене профессии и уходе в анимационное кино. Но познакомившись с хорошенькой честолюбивой певицей Дороти Сквайрз, Роджер подпадает под влияние этой весьма решительной особы, которая убеждена, что его призвание – кинематограф. Разведясь с Доорн, в 1953 году Мур вместе с Дороти уезжает в США – покорять Голливуд и Бродвей. Прославиться на американской сцене не удается – несмотря на многочисленные попытки Роджеру всего один раз удалось сыграть небольшую роль в пьесе, название которой ныне прочно забыто, ибо она выдержала всего одно представление. В Голливуде актеру повезло больше: снявшись в эпизодах нескольких лент, в 1954 году он получает первую большую роль в фильме Ричарда Брукса «Я видел Париж в последний раз», где партнершей молодого неизвестного Роджера Мура стала «сама» Элизабет Тейлор.

«От меня ждали, что я буду таким же сексапильным, как Лиз. А мне тогда казалось, что это исключительно ее прерогатива», – шутил Роджер впоследствии. Студия МГМ сочла его малоперспективным исполнителем ролей любовников и не стала продлевать контракт по окончании съемок. Мур уходит в кинокомпанию «Уорнер», где вскоре становится «штатным исполнителем»

ролей героев Старого Света: французских рыцарей, римских легионеров и английских аристократов. Меняются жанры (от мелодрамы до псевдоисторической эпопеи), меняются партнерши (от изысканной Элеанор Паркер до чувственной Ланы Тернер), но уровень фильмов остается все тем же – конвейерная продукция, ленты класса «б». Пытаясь разорвать замкнутый круг и предотвратить распад семьи, в 1961 году Мур едет в Италию на съемки международного кинопроекта «Похищение сабинянок». В Риме Роджер знакомится с молодой итальянской актрисой Луизой Маттиоли, и хотя он не знает ни слова по-итальянски, а Луиза очень слабо владеет английским, они быстро находят общий язык и с тех пор неразлучны, хотя им придется ждать восемь лет, прежде чем Сквайрз даст мужу развод: все эти годы она будет рассчитывать на возвращение «блудного мужа» и упрямо доказывать, что всеми успехами Роджер обязан ей.

А успех приходит к нашему герою уже на следующий год. Снявшись в

38

двух итальянских боевиках, Роджер возвращается в Англию и получает предложение от британского телевидения: играть главную роль в телесериале «Святой» – о знаменитом детективе Саймоне Темпларе и его невероятных авантюрных похождениях. После некоторого раздумья Мур соглашается: хотя работа на телевидении означает полный отказ от всех кинопроектов на неопределенное время, актера радует возможность снова сниматься у себя на родине, куда он вернулся в статусе голливудской кинозвезды. Приняв предложение, актер не прогадал: на сей раз 35-летний актер попал «в яблочко» – «Святой» прославил его не только в Англии, но и во всем мире. Попробуем раскусить это «яблочко» и понять причину столь ошеломительного успеха.

Благодаря телевидению, 50-е годы ознаменовались все более явным проникновением американского стиля в английскую культуру. Музыка, кино, театр, литература чопорного Альбиона стремительно американизировались; британские критики, культурологи и журналисты били тревогу по поводу состояния дел в национальном искусстве. Английские кинематографисты поколения «рассерженных молодых людей» снимали замечательные фильмы, которые получали призы на фестивалях, но в прокате шли исключительно американские боевики и мелодрамы (знакомая ситуация!). Но славная своими традициями английская культура, пережив шок американского вторжения, уже в следующее десятилетие сумела достойно ответить на вызов, вобрав в себя такие компоненты американского шоу-бизнеса, как активность, напористость, зрелищность, сохранив при этом собственное лицо. В музыке англичане подарили миру «Битлз», создавших на стыке рок-н-роллов Элвиса Пресли и английской народной песни неповторимый стиль, изменивший музыкальный пейзаж планеты. В кинематографе британские продюсеры Зальцман и Броколли начали серию фильмов о Джеймсе Бонде, организовав проект в духе американской поп-культуры; был устроен общенациональный конкурс на лучшего агента 007, причем выбрать его должны были сами зрители. Победителем стал уже известный в то время ирландский актер Шон Коннери – саркастичный, жестковатый и вместе с тем – неотразимый.

И в то же время на телевидении родился сериал «Святой», в котором Роджер Мур с одинаковой непринужденностью демонстрировал вели-

39

колепное владение телом (в Голливуде он регулярно тренировался, занимаясь боксом, дзюдо и каратэ) и чисто английскую невозмутимость в щекотливых ситуациях, умение не терять лица ни при каких обстоятельствах. Конечно, актеру помогал прошлый опыт работы в США, но все-таки большая часть его успеха была обусловлена обаянием личности, изначально присущим ему экранным магнетизмом. Безукоризненные манеры частного сыщика Саймона Темплара, его насмешливая улыбка и ироничный взгляд, вкупе с американской «крутизной,» в 60-е годы сделали этого героя (как и Джеймса бонда!) в некотором роде символом – олицетворением американизированного английского духа, присущего новому поколению.

Темпы съемок телесериала – получасовой эпизод в неделю. «Играть» в традиционном смысле этого слова в рамках подобного конвейера просто невозможно: единственный способ убедительного существования на экране – оставаться самим собой, подарив персонажу свои привычки, манеры, взгляды и, что особенно важно – чувство юмора. «Да и можно ли было вынести шести-семилетний телемарафон человеку, лишенному юмора», – смеясь, говорил актер в одном из интервью. Подвиги «Святого» украшали британские экраны с 1962 по 1967 год, сериал был закуплен многими странами и популярность исполнителя главной роли во всем мире к концу 60-х годов была поистине феноменальной. Но шесть лет все-таки большой срок, и в конце концов «Святой» сходит с дистанции. Начатый в 1971 году новый сериал «Увещеватели» попытался снова в жанре детектива обыграть специфику английского и американского отношения к жизни: двое друзей – английский аристократ и шофер-американец (Роджер Мур и Тони Кэртис) постоянно сталкиваются с загадочными происшествиями и, расследуя их просто из любопытства, раскрывают запутанные дела, которые не по зубам полиции. Начались «Увещеватели» бодро, но через некоторое время увяли и были ликвидированы после двух сезонов.

Впрочем, Роджер Мур к тому времени уже примеривался к роли Джеймса Бонда. В 1971 году после фильма «Бриллианты – навсегда» исполнитель роли агента 007 Шон Коннери заявил, что больше никогда не сыграет эту роль. Убедившись в серьезности его заявления, продюсеры Зальцман и Брокколи начали срочно искать ему замену и Роджер Мур, естественно, стал кандидатом №1.

40

По признанию Мура, хотя предложение и не застало его врасплох, он все же долго колебался. «К счастью, я всегда любил риск», – вспоминал он впоследствии. – Прочитав романы Флеминга, я решил, что внешне даже больше похож на Бонда, чем Коннери. Вспомнил, что сам писатель всегда был против того, чтобы эту роль играл Шон. Это придало мне храбрости. Я никогда не считал себя великим драматическим актером, но вместе с тем отдавал себе отчет в том, что в фильмах такого жанра важнее всего просто быть в форме – уметь элегантно двигаться, убедительно драться – словом, пускать пыль в глаза. Что ж, думал я, если главное – спортивная подготовка, значит, придётся больше времени проводить у боксерской груши!»

Роджер Мур принял эстафету от Шона Коннери в 46-летнем возрасте, а передал ее Тимоти Дальтону в 58 лет. Он снялся в семи фильмах серии, хотя в первоначальном контракте оговаривалось его участие только в трех лентах. Вскоре после выхода первого джеймсбондовского боевика с Муром у нового исполнителя роли агента 007 появились и поклонники (особенно – поклонницы!) и недоброжелатели: трудно было забыть такого харизматического актера, как Коннери! Мур представлял Бонда несколько иным: в его агенте 007 больше юмора, меньше жесткости и жестокости, в отличие от своего предшественника, он сокращает дистанцию между собой и своим персонажем и играет 007 по-ребячески азартно. В нем меньше мужского шовинизма: если герой Коннери почти никогда не позволяет своим очаровательным партнершам проявлять активность где-либо, кроме постели, то Бонд Мура охотно принимает помощь от представительниц прекрасного пола. Нельзя не заметить, что до ввода советских войск в Афганистан его агент 007 лояльно относился к нашей стране, а в «Шпионе, который меня любил» даже сражался

41

с очередным злодеем рука об руку с очаровательной разведчицей Аней Алмазовой. Вряд ли кошмарный убийца по кличке «Челюсти», преследующий героев в «Шпионе…» стал бы союзником Бонда в «Мунрейкере», если бы роль по-прежнему играл Коннери: удивительная способность Роджера Мура очаровывать самых различных людей хорошо известна и зрителям и профессиональным кинематографистам…

Проигрывая Коннери в «крутости», Мур тем не менее сумел привнести в сериал шарм своей искренней увлеченности при нескрываемой ироничности по отношению к сериалу в целом. Если Коннери неоднократно эпатировал поклонников Бонда, называя своего героя фашистом, Мур никогда не позволил себе подобных выпадов. На вопросы журналистов, как он относился к пресловутому «праву на убийство», которое ему время от времени приходится осуществлять на экране, актер с неизменной любезной улыбкой рекомендовал почитать «Красную шапочку» – при желании в этой сказке можно изыскать бездну садизма! Справедливости ради надо отметить, что герою Роджера чаще, чем Бонду Коннери удавалось выходить невредимым из опасных ситуаций благодаря находчивости, а не жестокости. «Я рад, что Роджер согласился играть Бонда», – говорил Броколли. – «Играть после Коннери – дело трудное и неблагодарное. К сожалению, Мур был слишком молод и малоизвестен, когда мы начинали серию. Но сейчас, в зрелости, он в прекрасной физической форме, а морщинки на лице только усиливают его обаяние».

Фильмы о Джеймсе Бонде выходят в среднем два раза в год и поэтому Мур, привыкший к быстрому темпу съемок, два последующих десятилетия снимается часто и много. В основном – это боевики, приключенческие фильмы, но попадаются и комедии («Воскресные любовники») и мистические драмы («Человек, который гнался за собой»). В «Диких гусях» Мур играет солдата-наемника, вынужденного отправиться в Африку после «разборки» с наркобоссами. В окружении таких великолепных актеров, как Ричард Бэртон, Ричард Харрис, Харди Крюгер исполнитель роли Бонда отнюдь не потерялся; наоборот, его герой – забияка и бабник – запоминается едва ли не больше, чем все остальные. В триллере «Похищение в Северном море» он уже по эту сторону закона сражается с террористами, захватившими нефтяную вышку; но его герой несмотря на суровую про-

42

фессию, больше всего любит… вышивать платочки и возиться с кошками.

Но все равно, кого бы он ни играл, имя Роджера Мура у большинства кинозрителей в 70-е и 80-е годы ассоциировалось с Джеймсом Бондом. И поэтому, когда на экраны вышел последний фильм «бондианы» с Муром, – «Вид на убийство» – пресс-конференция, посвященная его премьере стала своеобразным подведением итогов 13-летнего пребывания актера в шкуре агента 007.

Какой из бондовских фильмов ему нравится больше всего? – «Шпион, который меня любил.» На этой картине я впервые встретился с режиссером Льюисом Гильбертом. Выяснилось, что наши взгляды на юмор совпадают. Благодаря этому мне удалось подарить Бонду больше шуток и приколов, чем в предыдущих лентах. А в «Виде на убийство» для забавного почти не осталось места – слишком много драк и погонь. Почти все предложенные мной смешные эпизоды остались на полу монтажной комнаты.» – Нравилось ли ему путешествовать во время съемок по тем местам, куда попадает его герой?

– «Нет. Во время съемок не остается времени ни на что, кроме работы.»

– «А сама работа нравилась?» – «А вы попробуйте погулять под тропическим солнцем в наглухо застегнутом смокинге и сразу все поймете.» – Самый приятный момент в работе над серией? – «При получении гонораров.» – А серьезно?

– «Момент прощания с агентом 007.»

– Неприятный? – «Чтение рецензий в газетах.»

Действительно, все журналисты и кинокритики громко и единодушно ругали и ругают фильмы о Бонде. Но чувство юмора помогало Роджеру Муру не особенно переживать по этому поводу. «Готов поспорить, что агент 007 переживет и Рэмбо и Индиану Джонса и прочих «фантаполитических» героев. И я был рад внести свой вклад в его успех.» Избежав моральных травм, актер не уберегся от физических: на съемках «Вида на убийство» он вывихнул плечо и сильно поранил руку осколком стекла. Все-таки возраст давал себя знать – близилось 60-летие – и актер принял решение расстаться с Бондом. «Я ничуть не жалею об этом. Лучше уйти самому, чем ждать, пока тебя попросят об этом другие». Распрощавшись с неустрашимым шпионом, Роджер Мур все реже и реже снимается в кино: за последние семь лет он появился всего в трех фильмах. Четыре года назад в театральных кругах Лондона оживленно обсуждалась сенсация: Роджер Мур возвращается на сцену! Причем будет играть

43

не в драматическом спектакле, а в мюзикле, и в каком! Эндрю Ллойд Уэббер, автор знаменитых рок-опер «Иисус Христос – суперзвезда», «Эвита», «Кошки» сочинил новый мюзикл «Аспекты любви» и на главную роль пригласил исполнителя роли Джеймса Бонда. Поклонники агента 007 были слегка озадачены, недоброжелатели актера потирают руки в предвкушении провала, газеты раздувают вокруг постановки невиданную шумиху… Через месяц после начала репетиций Роджер Мур отказывается от роли. «Когда Уэббер предложил мне роль в «Аспектах любви», идея возвращения на сцену меня обрадовала и восхитила. Я знал, что я рискую, но сначала не понимал, каким препятствием станет для меня отсутствие профессионального музыкального образования. У меня приличный баритон и пока я репетировал соло, получалось неплохо, но когда возникла необходимость петь с партнерами, с хором, с оркестром…» В 1984 Уэббер едва не стал актером, отказавшись в самый последний момент от роли Моцарта в «Амадеусе» Формана; а пять лет спустя, Мур едва не стал певцом, отказавшись от дебюта на музыкальной сцене в спектакле, который имел впоследствии огромный успех и идет в лондонских театрах до сих пор. Кто знает – если бы актер принял этот вызов судьбы, возможно, миру бы явился новый Роджер Мур, неизвестный ранее. Но жизнь – не кино и «второго дубля» не будет. Несомненно, актер был очень огорчен, и даже лестное предложение американского телевидения – появление в нескольких эпизодах телесериала «Даллас» не заинтересовало Мура: он отказался, несмотря на фантастический гонорар – 1 миллион долларов за несколько недель съемок.

Благодаря Джеймсу Бонду актер стал богатым человеком. Сейчас он живет в Швейцарии, в городке Гстаад, – знаменитом лыжном курорте. Ведет спокойную, размеренную семейную жизнь: Роджер по-прежнему любит Луизу, у супругов трое детей. Старшая дочь, двадцатишестилетняя Лебора – театральная актриса, средний сын Джеффри живет в США и увлекается музыкой, младший, девятнадцатилетний Кристиан еще учится. «Точнее, посещает колледж», – говорит его отец. «Учится он там или нет, я понять не могу». Чувство юмора, сопутствовавшее Роджеру Муру на протяжении всей жизни, не покидает его и теперь. По словам актера, сейчас он много читает, рисует. «Раньше на это просто не было времени,» – признается Мур. Еще он сочиняет юмористические рассказы, но (пока!) их не публикует.

Вернется ли он в кино? Недавно в печати появилось сообщение: готовится полнометражный художественный фильм о похождениях Саймона Темплара – знаменитого «Святого» – и авторы проекта пригласили Роджера Мура на роль отца главного героя.

«Профессия актера нелегка,» – говорил он в год расставания с Джеймсом Бондом, – «но и награда за работу величайшая – возможность стать другим. Считаю, что судьба была ко мне очень добра. Моя жизнь была прекрасна. Нет, не так. Моя жизнь – прекрасна.»

Елена ТЕЛИНГАТЕР

44

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+