Вердикт / The Verdict (1982)

Вердикт / The Verdict (1982): постер

Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

США.

Продолжительность 129 минут.

Режиссёр Сидни Люмет (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Авторы сценария Дэвид Мэмет (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Джэй Прессон Аллен (без указания в титрах) по роману Барри Рида.

Композитор Джонни Мэндел.

Оператор Анджей Бартковяк.

Жанр: драма

Краткое содержание
В последние годы адвокатская практика Фрэнка Гэлвина (Пол Ньюман, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») идёт из рук вон плохо, а пристрастие к алкоголю только усугубляет положение. Стараниями старого друга и наставника Микки Моррисси (Джек Уорден) он получает клиентов — родственников женщины, впавшей в кому из-за халатности докторов. Епископ Бостонской епархии (Эдвард Биннс), в ведении которой находится лечебное учреждение, предлагает в качестве отступного 210 тысяч долларов. Однако Фрэнк отказывается, предпочитая довести дело до суда.

Также в ролях: Шарлотта Рэмплинг (Лора Фишер), Джеймс Мэйсон (Эд Конканнон, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Мило О’Ши (судья Хойл), Линдсей Краус (Кэйтлин Костелло Прайс), Джули Бовассо (Морин Руни), Роксанн Харт (Салли Донеги), Джеймс Хэнди (Кевин Донеги), Уэсли Эдди (доктор Таулер), Джо Сенека (доктор Томпсон), Льюис Дж. Стэдлен (доктор Грубер), Эдвард Мэйсон (сын вдовы), в эпизодах Тобин Белл (человек в зале суда, без указания в титрах), Брюс Уиллис (человек в зале суда, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.12.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Вердикт / The Verdict (1982): кадр из фильма
Всё зависит от вердикта

Основной профессией Барри Рида являлась адвокатура (отнюдь не сочинительство!), причём со специализацией именно в сфере ответственности медицинских работников. Однако его одноимённый роман1 произвёл настолько сильное впечатление на продюсеров Ричарда Д. Занука и Дэвида Брауна, что они не поскупились, без колебаний заплатив солидную сумму ($150 тыс.) за возможность осуществить экранизацию. Не меньшей удачей стал интерес, проявленный к проекту Сидни Люметом, который, надо полагать, не случайно пригласил на заметные роли (соответственно – нечистого на руку судьи и помощника Фрэнка) актёров Эдварда Биннса и Джека Уордена, запомнившихся в образах присяжных в его классических «12 разгневанных мужчинах» /1957/. Здесь важно уточнить, что режиссёр, получивший право окончательного монтажа, убедил кинодраматурга Дэвида Мэмета отказаться от неопределённой – не сообщавшей зрителям о том, в чью пользу вынесен вердикт – развязки. Справедливость должна восторжествовать, невзирая ни на желание договориться по-тихому, ни на попытки использовать связи во властных кругах и деньги, ни на блестящее владение защитниками ответчика казуистикой. Но действительно ли победа воспринимается абсолютной, безоговорочной?

Вердикт / The Verdict (1982): кадр из фильма
Счастье казалось возможным

Авторы весьма убедительно, со знанием нюансов, без умалчивания о щекотливых моментах излагают не просто ход очередного процесса: на частном случае прекрасно раскрывается механизм функционирования юридической системы как таковой. По поступкам Эда Конканнона видно, что тот не сомневается в исходе слушаний, привычно, со снисходительной иронией инструктируя подопечных: организовать публикацию в прессе и телевизионный сюжет на тему важности больницы и мастерства её врачей, собрать материалы, ставящие под сомнение показания судебно-медицинского эксперта, и т.д. И чем дальше, тем сильнее самого Гэлвина (к тому же, не сообщившего клиентам о предложенном отступном, что является грубым нарушением адвокатской этики) одолевают сомнения: а стоило ли связываться? Возможно, в установлении местонахождения ключевой свидетельницы (медсестры, переехавшей в другой город и, выйдя замуж, сменившей фамилию) наличествовал элемент везения. Однако Люмет вновь, и вновь убедительно, доказывает: суть – не в строгом следовании прописанным процедурам, но в умении найти и отстоять истину, которая всё равно одержит верх (обязана одержать верх!), к каким бы изощрённым методам манипуляции ни прибегали оппоненты. Пол Ньюман, поначалу отказывавшийся сниматься, не горя желанием изображать алкоголика (да ещё прибегающего к сомнительным уловкам, навязывая свои услуги на похоронах родственникам покойных), замечательно продемонстрировал, как человек, отринув компромисс с совестью, по-новому обретает веру в собственные силы, возвращаясь к жизни после затяжной депрессии. В данном отношении романтическая линия придаёт дополнительный драматизм сюжетным перипетиям: вспомним грустные заключительные кадры, когда Лора Фишер, подосланная, как неожиданно выяснилось, Конканноном, назойливо звонит Фрэнку, глуша тоску спиртным… Не удивительно, что картина снискала большой успех (при бюджете $16 млн. кассовые сборы составили $54 млн.) в национальном прокате. А вот в СССР «Вердикт», как и купленная раньше, во многих отношениях созвучная лента «Правосудие для всех» /1979/, особого энтузиазма у широкой аудитории, к сожалению, не вызвал.

.

__________
1 – Между прочим, прочитанный ещё до того, как был опубликован в 1980-м году и стал бестселлером.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Дмитриев Владимир. Сидней Люмет – спокойный, разгневанный, разный… // Искусство кино. – 1985, № 1. – С. 142-147.
Синерама. США // Искусство кино. – 1983, № 7. – С. 166-169.
Карцева Елена. Весы Фемиды // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 140-141.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+