Волк / Wolf (1994)

Волк / Wolf (1994): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 125 минут.

Режиссёр Майк Николс.

Авторы сценария Джим Гаррисон, Уэсли Стрик.

Композитор Эннио Морриконе.

Оператор Джузеппе Ротунно.

Жанр: драма, фильм ужасов, мелодрама, триллер

Краткое содержание
Уилл Рэнделл (Джек Николсон), возвращаясь домой, сбивает автомобилем волка, а, когда пытается оттащить не подающего признаков жизни зверя с проезжей части, оказывается им укушен. Анализы не выявляют заражения крови, и происшествие на некоторое время забывается, благо что хватает иных, насущных проблем. Уиллу, занимающему пост главного редактора в крупном издательстве, предстоит неприятный разговор с владельцем, Рэймондом Олденом (Кристофер Пламмер), который уже принял решение назначить на престижное место его протеже — Стюарта Суинтона (Джеймс Спейдер). Уставший, деморализованный Рэнделл поначалу не желает бороться, но… именно в этот момент с организмом начинают происходить удивительные метаморфозы.

Также в ролях: Мишель Пфайффер (Лора Олден), Кейт Неллиган (Шарлотта Скайлар Суинтон), Ричард Дженкинс (детектив Карл Бриджер), Эйлин Эткис (Мэри), Дэвид Хайд Пирс (Рой МакЭллистер), Ом Пури (доктор Виджав Алезаис), Рон Рифкин (доктор Ральф), Прунелла Скейлс (Мод Уэггинс), Брайан Маркинсон (детектив Уэйд), Питер Герети (Джордж), Брэдфорд Инглиш (Кейс), Дэвид Швиммер (полицейский), Дженнифер Николсон (офисная работница), в эпизоде Элейн Мэй (телефонный оператор в отеле Mayflower, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.06.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Волк / Wolf (1994): кадр из фильма
Волк вышел на охоту

От стремления к сатирическому анализу действительности Майку Николсу избавиться, судя по всему, так же сложно, как человеку, укушенному волком, – одолеть животные инстинкты, высвобождающиеся с наступлением полнолуния. Объединив усилия со старым другом Джимом Гаррисоном (не путать с урождённым Эрлингом Карузерсом Гаррисоном, расследовавшим дело об убийстве Джона Ф. Кеннеди), Джек Николсон на протяжении двенадцати лет искал способ реализовать проект, частично основанный на дебютном романе этого писателя и кинодраматурга, «Волк: ложная биография» /1971/. И, само собой, обращался с предложением осуществить постановку ко многим мастерам (в частности, к Стэнли Кубрику, памятуя о совместной работе над «Сиянием» /1980/). Однако выдающийся актёр при всём желании не нашёл бы более подходящую кандидатуру! Тринадцатая полнометражная картина знаменитого голливудского вольнодумца лишь при первом, поверхностном взгляде может показаться типичным хоррором про оборотней, помещённых в реалии современной Америки, – несмотря на то, что сам термин («werewolf») принципиально не упоминается1 в диалогах. Авторы акцентируют внимание на психологической и социальной составляющих сюжета, тщательно отслеживая, чтобы комбинированные съёмки, специальные эффекты и грим (притом что был приглашён знаменитый Рик Бейкер2) не носили самодовлеющего характера – лишь помогали лучше выразить душевное состояние, обуславливающее пагубные телесные трансформации. Уилл, догадывающийся о творящихся с ним странных и страшных вещах, тем не менее извлекает из ситуации немалую практическую пользу, на уровне естества (изменившегося, отныне в лучшем случае наполовину людского, наполовину – звериного) постигнув древнейший и мало менявшийся по существу испокон веков закон «человек человеку волк». И уже по назначению применяя новые возможности, воистину взвыв по-волчьи – и вступив в смертельную схватку с ближайшим конкурентом, удачливым и циничным «яппи» Стюартом.

Волк / Wolf (1994): кадр из фильма
Лора в отчаянии

Многие талантливые жанровые образчики (достаточно упомянуть «Человека-волка» /1941/ Джорджа Ваггнера, не без оснований считающегося эталонным кинопроизведением об оборотнях) неявно апеллировали к фрейдистским и неофрейдистским теориям, подразумевали переклички с теми или иными явлениями реальности по эту сторону кинополотна. Но подобного, буквального и притом – ироничного (мало того, пронизанного сарказмом) воплощения тезисов социального дарвинизма в фильмах ужасов, пожалуй, ещё не наблюдалось. Сцены ночных охот Рэнделла-вервульфа и даже кульминационная схватка в конюшне, впечатляющие сами по себе, несколько повредили ленте, устрашающей гораздо сильнее незримым, переданным отражёнными средствами процессом внутреннего (и лишь как следствие – в пику Францу Кафке! – внешнего) перерождения человека разумного. Финальный же намёк на то, что и красивая, но своевольная Лора Олден, избранница Уилла (грубо говоря, «самка», за обладание которой схлестнулись «самцы»), отныне принадлежит к волчьей братии, обнаруживает толику лукавства. Понятия добра и зла много тоньше, чем о том имеют представления современные западные обыватели. С крушением социалистического блока (Рэймонд не случайно предлагает Уиллу «утешительную» должность представителя издательства в странах Восточной Европы, где открылся «целый новый рынок») весь мир стал ареной безжалостной битвы хищников за природные, материальные, финансовые, людские и прочие ресурсы… Остаётся сожалеть разве что о том, что Николс ограничился постановкой обществу верного диагноза, ни полусловом не обмолвившись, видит ли он лично какой-либо выход из положения, и если видит, то какой.

.

__________
1 – Вероятно, не обошлось без влияния Джорджа Э. Ромеро, старательно избегавшего, повествуя о беснующихся живых мертвецах, слова «зомби».
2 – Да и в целом бюджет составил солидную сумму, $70 млн., не без труда компенсированную благодаря мировому кинопрокату ($131 млн. кассовых сборов).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Самсонов Георгий. Волк с человеческой душой // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 27. – С. 32-33.
По зубам ли «Волку» Оскар? // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 21. – С. 75-76.
Мосина Елена. Тоска волка по клетке // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 24. – С. 46.

Лавров Сергей. Лидеры и аутсайдеры американского проката // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 112-113.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+