Зелёные береты / The Green Berets (1968)

Зелёные береты / The Green Berets (1968): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 142 минут.

Режиссёры Рэй Келлогг, Джон Уэйн, Мервин ЛеРой (без указания в титрах).

Автор сценария Джеймс Ли Барретт по книге Робина Мура.

Композитор Миклош Рожа.

Оператор Уинтон К. Кох.

Жанр: драма, военный фильм

Краткое содержание
Майк Кирби (Джон Уэйн), полковник войск специального назначения, прибывает в расположение военной базы, расположенной в Южном Вьетнаме и являющейся опорным пунктом в противостоянии силам НФОЮВ. Офицер откликается на просьбу Джорджа Бекуорта (Дэвид Дженссен) взять его с собой, надеясь, что это позволит репортёру, сомневающемуся в целесообразности участия США в войне, составить верное представление о происходящем.

Также в ролях: Джим Хаттон (сержант Питерсен), Альдо Рэй (сержант Малдун), Рэймонд Сент-Жак (сержант Док МакДжи), Брюс Кэбот (полковник Морган), Джек Су (полковник Кай), Джордж Такей (капитан Ним), Патрик Уэйн (лейтенант Джэймисон), Люк Эскью (сержант Прово), Айрин Цу (Лии), Эдвард Фолкнер (капитан МакДэниэл), в эпизоде Вера Майлз (миссис Ли Кирби, сцены удалены при монтаже).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.09.2014

Авторская оценка 2/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Зелёные береты / The Green Berets (1968): кадр из фильма
Почётный «зелёной берет»

Те, кто видел «Цельнометаллическую оболочку» /1987/, вряд ли смогут спокойно высидеть сеанс «Зелёных беретов», покатываясь со смеху всякий раз, когда в памяти всплывает едкая сцена из фильма Стэнли Кубрика, где солдаты с передовой, завидев людей с кинокамерой, начинают наперебой «расхватывать» роли. Дескать, «Джокер» будет Джоном Уэйном, я лошадью, он скалой, этот Энн-Маргрет, а тот – генералом Кастером. Ничего удивительного! В своей второй постановке1 «ковбой №1» Голливуда действительно опирается на драматургические конструкции и набившие оскомину штампы вестернов, рассказывая, грубо говоря, о ещё одном форте Аламо, пусть и расположенном в другой части света. Чуть раньше пропагандистские усилия коллеги, славившегося ура-патриотическими воззрениями, поставили под сомнение Фрэнсис Форд Коппола и даже Тед Котчефф, у которых (соответственно в «Апокалипсисе сегодня» /1979/ и «Рэмбо: первой крови» /1982/) «зелёные береты» выведены на экране куда более, скажем так, неоднозначными. А Оливер Стоун (кстати, ветеран, в отличие от Джона, не рискнувшего отправиться на фронт во время Второй мировой войны) во «Взводе» /1986/ разделывает картину под орех, показывая, как именно доблестные американцы защищали простых вьетнамцев, включая детей, женщин и стариков. Даже в таком слабеньком боевике, как «Командир взвода» /1988/ не обошлось без едких выпадов в адрес создателей фильма, первыми, с официального благословения и при прямой поддержке Пентагона осветивших кампанию в Индокитае.

Зелёные береты / The Green Berets (1968): кадр из фильма
Ты нужен дяде Сэму…

Надо сказать, детище Уэйна и Рэй Кэллогга по-прежнему не утратило блеска и актуальности. Пролог с пресс-конференцией в Форт-Брэгг, когда неразумным журналистам объясняют причины необходимости участия США в войне (демонстрируя трофейное оружие, поставленное «китайскими коммунистами», «русскими коммунистами», «чехословацкими коммунистами») и вся линия с сомневающимся репортёром либеральных взглядов – пример классических агитационных приёмов «фабрики грёз». Как будто является великой тайной массированное использование СМИ, которые подчас демонстрировали куда большие успехи, чем боевые подразделения. Собственно, сам фильм следует рассматривать в одном ряду с газетной и телевизионной хроникой, «честно» и «достоверно» повествовавшей об «умиротворении» непокорной страны, о сдержанном применении «мягких зарядов» (напалма), о перемещении гражданских лиц в «стратегические селения», по условиям содержания являвшиеся ничем не лучше концентрационных лагерей, и т.д. Местами авторы окончательно утрачивают чувство меры (чего не было, допустим, в «Песках Иводзимы» /1949/, где Джон изображал сержанта Корпуса морской пехоты), и Петерсен, отвечающий за снабжение, ведёт себя развязно и нахально, как будто несёт чёртову службу в госпитале МЭШ. Привлекает внимание и осанна южновьетнамским союзникам, беспощадным к врагам свободы и демократии, о которых в иных заокеанских опусах предпочитали попросту не упоминать. Но пока полковник Кирби плакался о жестокостях вьетконговцев, оставляющих в джунглях ядовитые колышки и насилующих дочерей старост на глазах у родственников, настоящие солдаты из-за океана занимались делом, ликвидируя целые деревенские общины (Сонгми). Впрочем, внушительный коммерческий успех фильма2, равно как и бравой «Баллады о «зелёных беретах» (написана автором взятой за основу книги Робином Муром в соавторстве с Барри Садлером), свидетельствует, что на тот момент антимилитаристские настроения ещё не овладели американским обществом.

.

__________
1 – Без учёта лент, в которых исполнял режиссёрские обязанности без указания в титрах.
2 – При бюджете $7 млн. кассовые сборы составили $21,7 млн., прокатная плата – $9,75 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Кудрявцев С. Апокалипсис продолжается // Видео-Асс. – 1990, № 02. – С. 84-86.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+