Земляки / Zemlyaki (1975)

Земляки / Zemlyaki (1975): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Приятели» / «Fellows» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 87 минут.

Режиссёр Валентин Виноградов.

Авторы сценария Валентин Виноградов, Василий Шукшин.

Композитор Владимир Комаров.

Оператор Роман Веселер.

Жанр: драма, комедия

Краткое содержание
Иван Громов (Леонид Неведомский), получив телеграмму с вестью о смерти престарелого отца, возвращается в родную деревню, но, к сожалению, не успевает на похороны. Он соглашается пожить дома какое-то время, вняв просьбе брата Семёна (Сергей Никоненко), работающего шофёром в местном совхозе, который доверительно сообщает, что всей душой любит Валентину Ковалёву (Галина Чурилина, в титрах как Галина Ненашева). За соседку намерен посвататься и ещё один парень — украинец Мыкола (Михаил Кокшенов).

Также в ролях: Михаил Глузский (дед Мыколы), Владимир Заманский (секретарь райкома), Елена Вольская (буфетчица), Леонид Иудов (отец Вали), Геннадий Юхтин (Девятов), Александра Денисова (бабка), Юрий Крюков (сельский врач), Анатолий Соловьёв, Любовь Калюжная, Борис Кудрявцев.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.05.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Земляки / Zemlyaki (1975): кадр из фильма
Тайна женского сердца

Конечно, в первую очередь благодарные соотечественники помнят Василия Шукшина по его собственным постановкам, особенно – по пронзительной «Калине красной» /1974/. Но, право, нельзя не порадоваться тому, что после скоропостижной кончины великого кинематографиста и писателя у зрителей была возможность ознакомиться не только с двумя посмертными, если так можно сказать, актёрскими работами (в замечательных, хотя и очень разных, картинах «Они сражались за Родину» /1975/ и «Прошу слова» /1976/). Конечно, Валентин Виноградов, славившийся принципиальностью позиции (чтобы не сказать «несговорчивостью»), приводившей к трудностям с цензурой, не мог не внести в замысел Василия Макаровича1 изменений. Однако, на мой взгляд, здесь тот редкий случай, когда очень хорошо выдержан баланс – и художественное видение режиссёра не вступает в противоречие со стилистикой мастера, чьё произведение взято за основу.

Земляки / Zemlyaki (1975): кадр из фильма
Взаимности нет?..

Уже виртуозный пролог, когда игривый долгий план (красивая почтальонша идёт по стройке, невольно отвлекая от работы трудяг, которые не могут удержаться и не бросить на неё взгляд) прерывают тревожные кадры с Иваном, резко переменившимся в лице, как только прочёл телеграмму, выдаёт несомненный талант постановщика. Не без удивления отмечаешь, как легко он переходит от драматизма к трагикомической интонации, к мелодраматическим коллизиям, к сатирическим наблюдениям и даже – к остроумным комическим ситуациям. Так, Сеня, едва сдерживающий горе после похорон, делится с приехавшим братом, что без памяти влюблён в соседку Валю – и предлагает сходить к ней в гости, куда тут же заявляется Мыкола. И следует уморительная сценка с выяснением отношений между двумя женихами: стеснительным, предпочитающим отмалчиваться здоровяком и рубахой-парнем, могущим тараторить без умолку часами и не обижающимся, когда его записывают в комики и обещают съездить по зубам «за провокации». Иван же, находящийся далеко не в приподнятом расположении духа, невольно переходит Семёну дорогу, поскольку не в силах устоять перед обаянием девушки, которой и сам приглянулся. Однако семейно-бытовые и лирические зарисовки на поверку неотделимы от широкого социального контекста, благо что отношение к труду как к одной из базовых, экзистенциальной категорий негласно разделяло подавляющее большинство наших соотечественников. И пресловутые «отдельные недостатки» советского образа жизни, зорко подмеченные Шукшиным и Виноградовым (вроде не всегда добросовестного соперничества между руководством разных хозяйств, в котором вынужден участвовать секретарь райкома), не отменяют высокого материального уровня, достигнутого в СССР. Как следствие, пресловутый конфликт города и деревни носит, в отличие от постсоветской России, не материальный характер – не обусловлен разницей в доходах крестьян и пролетариев. Как и Афоня, слишком поздно вернувшийся в родные края, Иван, хотя и признаётся брату в терзающей душу ностальгии, всё-таки ощущает себя среди земляков чужим: не иначе, как успел привыкнуть к урбанистической обстановке! Однако открытый финал звучит тревожнее (как минимум, видится более растерянным), чем у Георгия Данелии: Громов и сам не ведает, сколько ещё будет в поисках своего уголка на белом свете.

.

__________
1 – Между прочим, литературный сценарий опубликовал журнал «Искусство кино», а в 1975-м повесть «Брат мой…» была издана в одноимённом сборнике.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Соловьева Е. Слово имеет зритель. Без Шукшина… // Искусство кино. – 1976, № 4. – С. 63-66.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+