Американский психопат / American Psycho (2000)

Американский психопат / American Psycho (2000): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Американский психоз» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 102 минуты.

Режиссёр Мэри Хэррон.

Авторы сценария Мэри Хэррон, Джиневер Тёрнер по роману Брета Истона Эллиса.

Композитор Джон Кейл.

Оператор Анджей Секула.

Жанр: криминальный фильм, драма, триллер

Краткое содержание
Патрик Бэйтмен (Кристиан Бейл), занимающий в крупной компании Pierce & Pierce пост вице-президента, ведёт образ жизни плейбоя-гедониста, который может позволить себе практически всё. У Патрика есть невеста Эвелин Уильямс (Риз Уизерспун), он часто заводит романы, устраивает оргии с проститутками… Однако истинная страсть Бэйтмена — убийства.

Также в ролях: Джастин Теру (Тимоти Брайс), Джош Лукас (Крейг МакДермотт), Билл Сейдж (Дэвид ван Паттен), Хлоя Севиньи (Джин), Джаред Лето (Пол Аллен), Саманта Мэтис (Кортни Роулинсон), Мэтт Росс (Луис Карутерс), Уиллем Дефо (детектив Дональд Кимбалл), Кэра Сеймур (Кристи), Джиневер Тёрнер (Элизабет).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.03.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Американский психопат / American Psycho (2000): кадр из фильма
Готов к убийству

Жаль, у нас устоялся не совсем точный перевод названия лучшего фильма Альфреда Хичкока. В варианте «Американский психопат», уже соответствующем англо-русскому словарю, к сожалению, утрачивается важная перекличка с тем мрачным шедевром, неоднократно, причём не без доли сарказма, цитируемым на протяжении повествования. Правда, теперь латентный серийный убийца Патрик Бэйтмен1 является не владельцем дешёвого мотеля, затерянного в безлюдной местности, а типичным представителем «золотой молодёжи». Он живёт в роскошных апартаментах, трудится (если так можно сказать про просиживание в личном кабинете в наушниках) на высокооплачиваемой работе, посещает престижные клубы – словом, существует в собственное удовольствие. Да и причины леденящих кровь злодеяний, несмотря на всю спесь, оказываются куда более приземлёнными… Это, впрочем, особо не сказывается на том, с какой невозмутимостью и изуверством Патрик, признающийся, что давно не испытывает никаких эмоций, кроме жадности и отвращения, расправляется с жертвами, преимущественно женщинами лёгкого поведения. Причём визуальное убранство кадров, начиная с обволакивающе изысканной экспозиции, расчётливо сглаживает отталкивающий эффект лицезрения натуралистичных сцен убийств, придавая атмосфере декадентский привкус.

Американский психопат / American Psycho (2000): кадр из фильма
Визитная карточка как средство самовыражения

Одноимённый роман Брета Истона Эллиса, опубликованный нью-йоркским издательством Vintage Books в 1991-м году и адаптированный женщиной-режиссёром вместе с Джиневер Тёрнер2, являлся своеобразным ответом на другой бестселлер, не слишком выразительно экранизированный Брайаном Де Пальмой, – «Костёр тщеславий» /1987/ Тома Вулфа. Во всяком случае Бэйтмен числится в той же преуспевающей фирме, что и Шерман МакКой, под прикрытием которой (и на зарабатываемые в которой средства) творит куда более, скажем деликатно, мрачные дела. Но в данном случае интереснее, что Мэри Хэррон, прославившаяся страстным экранным манифестом «Я стреляла в Энди Уорхола» /1996/, изыскала возможность создания ещё одного фильма, пусть не проникнутого пламенным феминистским пафосом, однако позволяющего едко пройтись по наиболее неприглядным чертам натуры мужчины. И в первую очередь – американского мужчины, благо что заглавие, являющееся менее глобальным (ограничивающее исследуемый объект национальными рамками) по сравнению с хичкоковским, вполне красноречиво. Отнюдь не обязательно с детства подвергаться истязательствам со стороны окружающих, в том числе ближайших родственников, и вообще негативному воздействию социальной среды – подобно провинциальным душегубам, устраивающим, вдохновляя Патрика, «техасскую резню бензопилой». В то же время, невзирая на склонность к философствованию (выливающемуся, в частности, в велеречивые рассуждения о творчестве Genesis и Уитни Хьюстон) и попытки апробирования своих смелых, радикально смелых концепций на практике, он вовсе не годится для сравнения с Родионом Раскольниковым. Равно как проницательный частный детектив Дональд Кимбалл, расследующий дело об исчезновении Тимоти Брайса, определённо не дотягивает до уровня Порфирия Петровича!..

Американский психопат / American Psycho (2000): кадр из фильма
Рядовой американец

По мысли Хэррон, феномен Бэйтмена, утрачивающего последние ориентиры, основательно запутавшись в сменяемых личинах и с определённого момента – потеряв способность отличать реальность от плода расшалившегося воображения (надпись «Это не выход» в финальных кадрах приобретает многозначительный, язвительный смысл), весьма показателен для обнаружения доминирующей общественной тенденции. На поверку болезненный нарциссизм и фетишизм не являются прерогативой Патрика, поскольку в разной степени присущи практически всем из его окружения, без ложной скромности причисляющим себя к цвету нации, предъявляя в доказательство… изысканные и дорогие визитные карточки. И вдвойне удачно помещение шокирующих событий в знаменательный исторический контекст – в период излёта «рейганомики»3, когда состояние перманентного преступления без наказания и культ мачизма достигли в за океаном апогея. Для столь сложного и небезобидного кинопроизведения «Американский психопат», впервые показанный на фестивале «независимых» фильмов Санденс, был очень неплохо встречен публикой, двукратно перекрыв производственный бюджет ($7 млн.) в национальном прокате, а в целом – собрав $34,266 млн.

.

__________
1 – Невольно напрашивается созвучие с грозным псевдонимом магната Брюса Уэйна («Бэтмен»), которого вскоре сыграет не кто иной, как Кристиан Бейл.
2 – Она исполнила небольшую роль Элизабет, подруги Бэйтмена.
3 – О чём свидетельствует речь Рональда Рейгана, транслировавшаяся телевидением в прямом эфире 4-го марта 1987-го.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+