Безумный Макс / Mad Max (1979)
Другое название: «Сумасшедший Макс» / «Безумец Макс» (варианты перевода названия).
Австралия.
Продолжительность 88 минут.
Режиссёр Джордж Миллер.
Авторы сценария Джеймс МакКосленд, Джордж Миллер по сюжету Джорджа Миллера и Байрона Кеннеди (оба без указания в титрах).
Композитор Брайан Мэй.
Оператор Дэвид Эггби.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, триллер
Краткое содержание
Недалёкое будущее. Макс Рокатански по прозвищу «Безумный» (Мел Гибсон), офицер Основного Силового Патруля, сокращённо — MFP, честно и самоотверженно исполняет служебный долг, находясь на передовой войны с преступностью, всё стремительнее выходящей из-под всякого контроля. Во время преследования погибает шальной байкер Ночной ездок (Винсент Джил), и члены его банды, поклявшиеся отомстить за товарища, быстро выходят на след патрульного Джима Гуза (Стив Бизли). На очереди — Макс с семьёй…
Также в ролях: Джоанн Сэмюэл (Джесси), Хью Кияс-Бёрн (Токаттер), Тим Бернс (Джонни-бой), Роджер Уорд (Фифи), Лиза Алденховен (медсестра), Дэвид Брэкс (Магджатс).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.12.2013
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Хрестоматийный пример того, как можно создать нечто не просто захватывающее, но завораживающее, не отпускающее внимание ни на минуту, местами по-настоящему безумное почти из ничего – на мизерные (AUD0,38 млн.) средства и при минимуме идей, по максимуму реализованных командой единомышленников. Тридцатичетырёхлетний Джордж Миллер набирался специфического опыта1 и копил на постановку деньги, работая в отделении неотложной помощи госпиталя, вёл съёмки в режиме экономии, а монтаж проводил, по сути, в кустарных условиях – в квартире сопродюсера Байрона Кеннеди. Тем не менее «Безумный Макс», права на мировой прокат которого были проданы за скромную сумму заокеанскому дистрибьютору, не просто стяжал сногсшибательный успех во всём мире, собрав порядка $100 млн.2 и долгое время значась в Книге рекордов Гиннесса как самое рентабельное кинопроизведение. Наряду с работами Питера Уэйра картина оказалась у истоков набиравшего силу «австралийского кинобума». А кроме того, уже в планетарном масштабе задала моду на футуристические боевики – фильмы действия, повествующие о будущем, всенепременно безрадостном, бедствующем технически и экологически, постапокалиптическом. Хватило малого! Творчески переосмысленные голливудские экранные легенды о несгибаемых блюстителях порядка (от стереотипных шерифов из вестернов до «грязного Гарри») были повенчаны с «байкерскими» лентами 1950-60-х3 – и всё это помещено в атмосферу антиутопий, хотя данный мотив получит значимость лишь в «сиквеле». Облачённого в кожаную куртку и не расстающегося с обрезом патрульного Макса по сверхмощном «Перехватчике» справедливо восприняли олицетворением надежд тех, кто ещё (вопреки скептическим словам его шефа) верит в верховенство закона, хотя на дорогах давно главенствуют банды рокеров – приспешники исступленной анархии.
Если смотреть фильм внимательно, не без удивления обнаруживаешь, что эстетика «насилия в кинематографе» (воспользуемся названием дебютной короткометражки Джорджа) по-миллеровски отличается не только стремительным ритмом, бешенным монтажом, выразительными деталями – вплоть до мелькающих за мгновение до взрыва глаз, буквально вылезающих из орбит. Постановщик, также написавший (совместно с Джеймсом МакКослендом) сценарий, в высшей степени грамотно пользуется приёмом отражённого действия. Это дополнительно усиливает впечатление от сложных трюков, погонь, перестрелок, которыми бы гордилась и «фабрика грёз» и в которых, заметим, как рыба в воде чувствует себя молодой Мел Гибсон, моментально прославившийся. Такая позиция позволила авторам до некоторой степени дистанцироваться от расхожих мифов западной «массовой культуры», служащих материалом для мрачной притчи, исследующей (почти в лабораторных условиях «down under», т.е. в сущей ‘преисподней’, как называют Австралию) природу столь неоднозначного явления, как насилие, чаще – порождающее ответное насилие. Макс давно подумывал о том, чтобы уйти на покой, пожить с любимой женой Джесси и дочкой в уединении, – но, как видно, не судьба… Кто возьмётся спорить с тем, что Хью Киясу-Бёрну, Тиму Бернсу и Регу Эвансу пригодился опыт классического шекспировского театра, причём первому из них – действительно удалось привить черты ужасного и могучего Чингисхана зловещему главарю шайки по прозвищу Токаттер (‘пальцерез’)?!
.
__________
1 – Считается, что именно богатой медицинской практике кинематографиста мы обязаны реалистичными картинами последствий аварий и убийств.
2 – В частности, кассовые сборы в США, где кинокомпания AIP выпустила заново озвученную версию, составили $8,75 млн., в Австралии – AUD5,625 млн., а аудитория в ФРГ превысила 3,2 миллионов зрителей.
3 – Скорее, «Дикие ангелы» /1966/ и «Рождённые неприкаянными» /1967/, нежели – «Беспечный ездок» /1969/.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Продолжения:
Безумный Макс 2: Воин дороги / Mad Max 2 (1981)
Безумный Макс 3: Под куполом грома / Mad Max Beyond Thunderdome (1985)
Безумный Макс: Дорога ярости / Mad Max: Fury Road (2015)
Материалы о фильме:
Этот безумный, безумный, безумный Мэл // Видео Дайджест. – 1991, № 7. – С. 64-65.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий