Электрошок / Shocker (1989)

Денисов Иван. Уэс Крейвен и его страхи // Видео-Асс Сателлит. – 1992, № 03. – С. 20-21.

УЭС КРЕЙВЕН И ЕГО СТРАХИ

А в жизни он вот какой милый, и глаза у него добрые, как у Деда Мороза…

Об Альфреде Хичкоке, мастере триллера, говорят как о человеке, боявшемся почти всего. И воздействие его фильмов объясняют именно тем, что великий режиссер воплощал все свои страхи на экране. Утверждение это довольно спорное, но о нем нельзя не вспомнить в статье, посвященной Уэсу Крейвену, возможно, лучшему сейчас режиссеру жанра «хоррор», т. е. фильмов ужасов.

«Крейвен» в переводе с английского «трус» (забавное совпадение). У нас нет данных о том, насколько он боязлив. Но, может быть, его творчество впечатляет зрителей также потому, что выражает все страхи творца?

Известность пришла к 35-летнему Крейвену в 1984 г., когда на экраны вышла лента «Кошмары на улице Вязов». Уже имевший опыт работы в жанре, пользуясь ходовыми атрибутами подобных фильмов на основе оригинального замысла, Крейвен создал весьма впечатляющее зрелище. Им используется сюжетная схема «Пятницы, 13» – группу подростков терроризирует восставший из мертвых. Но у Крейвена все не так просто. Жуткий Фредди Крюгер, убийца, некогда сожженный общественностью, преследует свои жертвы во сне. Однако убийства в кошмарах становятся реальностью. Крюгер – воплощение всех страхов, вытесняемых в сны.

Конечно, при своем появлении «Кошмары» наделали много шума.

Крейвен проявил недюжинную фантазию, поражая неожиданными поворотами сюжета, точно следуя правилу саспенса, т. е. напряженного ожидания чего-то внезапного, шокового. Привлек и финальный сюжет с элементами фрейдизма, и вполне хичкоковское морализаторство (фильм, по идее, иллюстрация заповеди «не судите, да не судимы будете», ведь жертвами Крюгера оказываются дети его палачей). Сам Фредди Крюгер (Роберт Инглунд) стал популярнейшим героем, затмив даже Франкенштейна с Дракулой. Естественно, последовали продолжения (на них намекнул Крейвен в эффектном финале), и их уже пять.

Пожалуй, и по сей день Уэс Крейвен в умах большинства людей ассоциируется лишь с Фредди и «кошмарами», хотя у режиссера есть и другие любопытные картины.

Немалый интерес вызвала

20

дилогия «И у холмов есть глаза». Если в «Кошмарах» речь шла о страхе, как таковом, то здесь в центре сюжета страх перед незнакомой местностью, где все по-нехорошему таинственно, зловеще, где даже холмы имеют глаза и где героев преследуют каннибалы. Успех «Холмов» не был равен тому, что выпал на долю «Кошмаров». но и они считаются достижением в жанре фильма ужасав. Критики отметили мастерство постановщика в создании зловещей атмосферы хоррор-фильма.

«Змей и Радуга», на мой взгляд, не лучшая картина Крейвена. Здесь речь идет о страхе перед спецслужбами. Ведь соперником главного героя, ученого Денниса Алома, в «Змее и Радуге» выступает не просто повелитель зомби с Гаити, а всемогущий шеф тайной службы, помощник диктатора Дювалье. И то обстоятельство, что злодей явно общается с нечистой силой, лишь добавляет красок в его и без того мрачный образ. Хотя в основе фильма реальные события, о чем уведомляется в титрах, традиционная история о зомби интереса почти не вызывает, а сюжет лишь тормозит действие (невольно вспоминается Джордж Ромеро с его скромными живыми мертвецами в разнос время суток). Но надо отдать должное и Крейвену, изо всех сил улучшающему сценарии. Запоминаются лишь кошмары, преследующие героя, выполненные с немалой изобретательностью и точно состыкованные с реальностью. Более удачным в том же 1987 году был опыт Уэса Крейвена в сценарной работе. Именно его фантазия сделала фильм «Кошмар на улице Вязов. Часть III. Воины сновидений», поставленный Чаком Расселом, одним из лучших в сериале. После занудно-кровавой второй серии Джека Шолдера, третья полна неожиданных поворотов сюжета, посвященного оригинально решенной борьбе с Крюгером, чья мелодраматическая биография раскрывается перед зрителем именно здесь.

«Шокер» известен у нас в стране как «Электрошок» (фильм был показан в Москве на широком экране вместе с лентами фестиваля в Авориазе под названием «Бандит»). Но название «Шокер» все же точнее. «Шокер» (как саспенс или чиллер) – один из вариантов жанра хоррор. Именно к нему относятся фильмы Крейвена. В «Шокере» речь идет о страхе перед техникой, как таковой и, в частности, об опасности телевидения. Именно телевидение становится самым действенным оружием наследника Крюгера, убийцы Линкера. Крейвен вновь вплетает в действие сны, играющие в фильме немалую роль. Элементы саспенса в «Шокере» но сравнению хотя бы с «Кошмарами» сведены к минимуму. Режиссер обрушивает на зрителя множество шоковых сцен, до предела наполняя фильм действием. «Шокер» содержит искуснейшие трюки и потрясающие спецэффекты. Особенно впечатляет длинный эпизод погони по телепрограммам (нс обошлось и без распространенных в кинематографе США 80-х киноцитат: герои оказываются во «Франкенштейне» Джеймса Уэйлла, и на них с изумлением взирает монстр Бориса Карлоффа).

Все же жаль, что талантливый Уэс Крейвен до сих пор не затмил славу своих «Кошмаров на улице Вязов». Впрочем, современный человек боится всего, он буквально наполнен страхами, так что Уэсу Крейвену работы хватит.

Иван Денисов

21

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+