Дракула / Dracula (1992)

Дракула / Dracula (1992): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Дракула Брэма Стокера» / «Bram Stokers Dracula» (полное название), «Д» / «D» (рабочее название).

США.

Продолжительность 128 минут.

Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола.

Автор сценария Джеймс В. Харт по роману Брэма Стокера.

Композитор Войцех Килар.

Оператор Михаэль Балльхаус.

Премии «Оскар» получили Эйко Исиока (художник по костюмам), Том К. МакКарти, Дэвид Э. Стоун (монтаж звуковых эффектов), Грег Кэнном, Мишель Бёрк, Мэттью У. Мангл (грим).

На «Оскар» номинировались Томас Э. Сандерс, Гарретт Льюис (художники-постановщики).

Жанр: фильм ужасов, мелодрама

Краткое содержание
Молодой клерк лондонского агентства недвижимости Джонатан Харкер (Киану Ривз), намеревающийся жениться на Мине Мюррей (Вайнона Райдер), получает задание от руководства направиться в Трансильванию к состоятельному клиенту — местному графу Владу Дракуле (Гэри Олдмен), который решил приобрести несколько замков в Англии. К сожалению, Джонатан слишком поздно понимает, что граф является вампиром и что использовал его с целью покинуть проклятую румынскую землю в поисках свежей крови. В результате британская столица ознаменовывается серией мистических событий, в которых способен разобраться только профессор Абрахам Ван Хельсинг (Энтони Хопкинс).

Также в ролях: Вайнона Райдер (также Элизавета), Ричард Грант (доктор Джек Сьюард), Кэри Элвес (лорд Артур Холмвуд), Билли Кэмпбелл (Квинси П. Моррис), Сэйди Фрост (Люси Вестенра), Том Уэйтс (Р.М. Рейнфилд), Моника Беллуччи (невеста Дракулы), Микаэла Берку (невеста Дракулы), Флорина Кендрик (невеста Дракулы), Джэй Робинсон (мистер Хоукинс), Ай.М. Хобсон (Хоббс), Лора Франкс (горничная Люси).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.10.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дракула / Dracula (1992): кадр из фильма
Станет бессмертным

У проекта была вполне меркантильная подоплёка, поскольку студия American Zoetrope, основанная Фрэнсисом Фордом Копполой, находилась на грани банкротства, причём говорят, что даже огромный коммерческий успех картины1 не позволил полностью выправить пошатнувшееся финансовое положение. Вместе с тем кинематографист такого уровня, хочется сказать, изначально был обречён на параллельное решение амбициозных эстетических задач. В данном отношении знаменательной видится цитата из «Сияния» /1980/, являющегося одним из любимых фильмов ужаса режиссёра, который последовал примеру Стэнли Кубрика, задавшись целью «закрыть» тему, то есть настолько исчерпываще и эффектно высказаться по предмету, что далее обращаться к нему казалось бы делом заведомо обречённым. Наличие имени Брэма Стокера в заглавии свидетельствует о близости (правда, всё же не о стопроцентном соответствии) литературному первоисточнику, и это справедливо. Вместе с тем Коппола вместил в двухчасовое повествование практически всю экранную традицию дракулиады и – шире – вампиризма, начиная с раннего шедевра немецкого кинокэспрессионизма, появлению которого сопутствовали творческо-юридические трения между В.Ф. Мурнау и писателем. Можно даже сказать, что самим названием сценарист Джеймс В. Харт (кстати, накануне участвовавший в осовремененной адаптации другой легендарной книги начала XX века – про капитана Крюка) и режиссёр обозначили приверженность постмодернистской методе, предполагающей изобилие реминисценций из разных культурных центров и создание на их основе собственного, авторского видения.

Дракула / Dracula (1992): кадр из фильма
Гостеприимный хозяин

Формальное мастерство режиссёра завораживает, полностью оправдывая грандиозную рекламную кампанию, сопутствовавшую выходу ленты в кинопрокат. Пышная, барочная атмосфера кроваво-красных тонов, экстравагантные одеяния действующих лиц, сконструированные художником по костюмам Эйко Исиокой (премия «Оскар»), вдохновлявшейся эстетикой театра Кабуки, производят исключительное, почти гипнотическое воздействие. Отдельного упоминания заслуживают причудливые специальные эффекты, воспринимаемые ультрасовременной компьютерной графикой, а между тем – старые как мир2, сотворённые по рецептам классической (чуть ли не мельесовской!) кинематографической магии, которые замечательно передают сверхъестественное могущество повелителя ночи. Вспомним хотя бы поведение непослушной тени графа – или эпизод встречи Дракулы с Миной, когда упоминание о новом чуде, синематографе, сочетается с утончённой стилизацией под эстетику «великого немого». Впрочем, при всём этом назвать постановщика «формалистом» было бы крайне несправедливо. Режиссёр сочетает, казалось бы, несочетаемое. С одной стороны авторские симпатии остаются на стороне профессора Ван Хельсинга, совмещающего силу веры тех священников, что прокляли род Влада Тепеша, с мощным позитивизмом учёного-энтузиаста начала XX века, смело врывающегося в неизведанные области. Но с другой – американец Коппола оказывается приверженцем высокого романтизма даже в большей степени, чем немец Мурнау, завораживающе демонстрируя, что от зла и тьмы мир избавят любящие сердца Мины и… самого Дракулы.

.

__________
1 – Бюджет в размере $40 млн., за который ещё пришлось побороться с руководством Columbia Pictures, многократно окупился, так как кассовые сборы в североамериканском прокате составили $82,5 млн., в целом – $215,86 млн.
2 – Их созданию посвящён видеофильм «Под камерой: наивные визуальные эффекты «Дракулы Брэма Стокера» /2007/.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Круттшнитт Кристина. Двести пятьдесят вампиров // Ровесник. – 1993, № 6. – С. 28-29.
Смитби Стивен. Рок-вампиры среди нас! // Ровесник. – 1993, № 10. – С. 10.
Тумансина Н. Дитя шестидесятых // Ровесник. – 1994, № 4. – С. 29-30.
Лавров Сергей. Дракула Брэма Стоукера // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 17. – С. 18-21.
Видеоклуб // Ровесник. – 1993, № 5. – С. 32.
Нежное обаяние вампира // Экран. – 1993, № 3. – С. 35-36.
Борев Владимир. Крёстный отец вампиров // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 14. – С. 25.
Мастера и подмастерья ужасного цеха // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 133.
Фрэнсис Коппола: Мне нравится быть тихим… // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 27. – С. 64-68.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+