Гнев / The Outrage (1964)

Гнев / The Outrage (1964): постерПолнометражный фильм.

Другие название: «Надругательство» / «Акт насилия» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 96 минут.

Режиссёр Мартин Ритт.

Авторы сценария Майкл Кэнин на основе сценария Акиры Куросавы и Синобу Хасимото (без указания в титрах), пьесы Фэй Кэнин и Майкла Кэнина и рассказов Рюноскэ Акутагавы.

Композитор Алекс Норт.

Оператор Джеймс Вонг Хау.

Жанр: драма, вестерн, криминальный фильм

Краткое содержание
На железнодорожном вокзале провинциального городка, где редко останавливаются поезда, судьба сводит троих человек, укрывающихся от проливного дождя: проповедника (Уильям Шетнер) и бывалого мошенника (Эдвард Г. Робинсон), решивших навсегда покинуть населённый пункт, а также бедного старателя (Говард Да Сильва). Предметом разговора становится состоявшийся накануне громкий судебный процесс, на котором бандита-мексиканца Хуана Карраско (Пол Ньюман) обвиняли в убийстве полковника Уэйкфилда (Лоуренс Харви) и надругательстве над его женой Ниной (Клэр Блум).

Также в ролях: Альберт Сэлми (шериф), Томас Чэлмерс (судья), Пол Фикс (индейский шаман).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.02.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Гнев / The Outrage (1964): кадр из фильма
Чувствует себя безнаказанным

Вообще-то на волне международного триумфа шедевра Акиры Куросавы пьеса «Расёмон», написанная супругами Фэй и Майклом1 Кэнинами по мотивам фильма и на основе двух рассказов Рюноскэ Акутагавы («Ворота Расёмон» /1915/ и «В чаще» /1922/), уже была перенесена на экран: в 1960-61-х годах увидели свет версии Сидни Люмета и Рудольфа Картье – соответственно на американском и британском телевидении. Однако есть все основания полагать, что Мартин Ритт преследовал ту же амбициозную цель, что и Джон Стерджёс, и итальянец Серджо Леоне, перенёсшие перипетии произведений великого режиссёра2 из Страны Восходящего Солнца на Дикий Запад. Правда, в его случае особого коммерческого успеха не последовало (прокатная плата составила $1,8 млн.) – да и о художественные результаты оказались скромнее.

Гнев / The Outrage (1964): кадр из фильма
Странная реакция жертвы

К просмотру приступаешь не без любопытства, теряясь в догадках, как заокеанские кинематографисты выйдут из затруднительного положения – подберут аналоги тем моментам, которые сложно представить вне японской культуры. В первую очередь – привлечению в качестве свидетеля на суде (!) медиума, устами которого давал показания покойный самурай. Обращение к фигуре дряхлого индейского шамана, в чьё тело ненадолго вселяется дух умершего полковника, кажется решением логичным, хотя, если вдуматься, и не слишком правдоподобным… Однако главный просчёт авторов в другом. Пол Ньюман, даже принадлежа к числу самых талантливых (не просто популярных) актёров Голливуда, всё же не выдерживает сравнения с Тосиро Мифунэ, как ни старается изобразить вспышки неконтролируемого гнева и иные сильные эмоции. Не скажу также, что удачно подобраны Ховард Да Сильва и особенно Уильям Шетнер. Или же дело не совсем в исполнителях? Быть может, постановщик просто не сумел создать нужную атмосферу, предполагающую предельно искренний разговор по душам трёх незнакомых людей, вынужденных волей случая (из-за непрекращающегося ливня) делить пространство пустующего помещения?..

Гнев / The Outrage (1964): кадр из фильма
Бандит и полковник

Пожалуй, так и есть. Но подобно тому, как шекспировские трагедии не утратили своего общечеловеческого звучания, будучи перенесёнными Акирой Куросавой из Европы на Родину, схожий эстетический эксперимент, проделанный с его творением (перед нами именно «римейк» фильма, а не повторная экранизация новелл), – тоже имеет право на существование. Воспроизведение в других условиях знакомых событий, вновь последовательно излагаемых с разных точек зрения (в версиях каждого из участников постыдного инцидента: разбойника и насильника, жертвы надругательства, её мужа), позволяет выйти на тот же самый пласт проблем философского, социологического, психологического плана. Постижима ли реальность – или существует только иллюзия её понимания сознанием? Где проходит грань между добром и злом? Каково соотношение объективных и субъективных причин того, что индивид становится убийцей, законченным мерзавцем, трусом, мизантропом? Главное же, Ритт уловил суть высокого послания коллеги, оставляя зрителей (пусть и потрясённых в меньшей степени) по завершении сеанса в убеждённости, что человек, несмотря ни на что, в состоянии сохранить то лучшее, что есть у него в душе.

.

__________
1 – Он же был привлечён в качестве кинодраматурга, а актриса Клэр Блум ранее исполняла свою роль на театральных подмостках.
2 – Имеются в виду, конечно, «Семь самураев» /1954/ и «Телохранитель» /1961/.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Оригинальный фильм:
Расёмон / Rashômon (1950)
Другой римейк:
Железный лабиринт / Iron Maze (1991)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+