Камилла Клодель / Camille Claudel (1988)

Жмакин Сергей. История Изабель А. // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 12. – С. 16-19.

История Изабель А.

«Это была единственная актриса, заставившая меня плакать, у меня возникло желание во что бы то ни стало снять ее в своем фильме, с тем, чтобы «украсть» у нее чувства, происходящие в глубине ее души». Так сказал крупнейший французский режиссер Франсуа Трюффо, впервые увидев Изабель в телеспектакле.

Изабель Аджани родилась в Париже 27 июня 1955 года. Отец был арабом из Алжира, мать – баварской немкой. Родители постоянно ссорились, в том числе и на национальной почве. Супруга заставила своего благоверного сменить имя Мохаммед на Шериф и всем знакомым говорила, что он турок. Отец хотел назвать дочь Ясмин, мать была против, сошлись на французском имени Изабель. Позднее актриса сказала в одном из своих многочисленных интервью, что она не может представить себя ни немкой, ни арабкой, а считает настоящей француженкой.

Начало карьеры будущей кинозвезды довольно банально. Играла в школьном театре и даже поставила «Проделки Скалена» Мольера. В начале 1968 года на нее наткнулся ассистент режиссера Бернара Тублан-Мишеля, который искал в парижских школах исполнителей для фильма «Маленький угольщик». Летние каникулы тринадцатилетняя Аджани проводит на съемочной площадке, играя Розу, влюбленную в двенадцатилетнего брюнета. Критика заметила юное дарование и даже сравнивала Изабель с уже известной актрисой Брижжит Фоссе, тоже снявшейся в этом фильме.

Параллельно с работой в театре, включая дебют в «Комеди Франсез» в 1972 году, Изабель появляется в картинах «Фостин и прекрасное лето», «Пощечина» и других. Однако мировое признание она получает, снявшись в главной роли у Франсуа Трюффо в его «Истории Адели Г.». Младшую дочь известного писателя Виктора Гюго соблазняет лейтенант британской армии. Не найдя ответного чувства, она, однако, следует за ним в Канаду, а затем ее находят на острове Барбадос, потерявшую рассудок. За эту роль Аджани была выдвинута на «Оскар» и признана лучшей актрисой года авторитетным журналом «Нью-Йорк фильм критике». Теперь она на гребне славы, ее приглашают известные французские режиссеры, она играет в 2–3 картинах в год. В «Барокко» Андре Тешине ей удается довольно сложный персонаж хрупкой женщины с сильным характером. В фильме Жака Руффио «Виолетта и Франсуа» ее героиня убегает из обеспеченной семьи, чтобы соединиться с Франсуа, который продолжает жить, как буд-

16

то ему все еще пятнадцать лет. Они женятся, не раздумывая. Они шутят, ссорятся, снова мирятся, пока Виолетта не заявляет: «Хватит! С любовью не шутят». В психопатологическом триллере польского эмигранта Романа Полянского «Жилец» Аджани играет свидетельницу безумия молодого человека, замыкающегося в своих галлюцинациях.

Изабель охотно принимает приглашения сниматься за пределами Франции. По ее словам, счастье – это возможность сниматься в тех фильмах, в которых хочешь, будь то французские, американские, испанские или польские; все муки съемок нипочем, если веришь в фильм. Западногерманский режиссер Вернер Херцог, проходя однажды по улице, увидел афишу «Истории Адели Г.». Изображенное на ней лицо Аджани так его очаровало, что он не раздумывая пригласил актрису на съемки фильма «Носферату – призрак ночи», римейк известной немой картины, где среди мрачных обитателей замка Изабель предстает мертвенно бледной молодой женщиной с распущенными волосами и в длинном белом платье. В Америке ее снимает Уолтер Хилл и своей уголовной кинодраме «Водитель». В Венгрии Габор Боди экранизирует Шандора Береша, пытаясь передать современное толкование мифа о Психее, олицетворении человеческой души, в картине «Нарцисс и Психея».

В 1981 году ей достаются лавры самого престижного кинофестиваля в Канне за исполнение главных женских ролей в фильмах «Обладание» Анджея Жулавского и «Квартет» Джеймса Айвори, по бестселлеру Джин Рис.

Огромный успех у публики снискала картина «Убийственное лето» по роману Себастьяна Жапризо. Это уголовная драма, где молодая женщина мстит троим мужчинам за изнасилование матери.

Однако, не все так безоблачно в полете кинозвезды. Один из самых противоречивых мастеров французского кинематографа, лидер «новой волны» Жан-Люк Годар, пригласив Аджани на фильм «Имя Кармен», через три дня съемок ссорится с актрисой и заменяет ее Марушкой Детмерс. Устав от бешеного темпа съемок, Изабель и сама отказывается от многих предложений, стремится найти радость в жизни, отвлечься от проблем. «Сниматься в кино – трудное, суровое ремесло, – говорит актриса, – но я всегда пытаюсь извлечь выгоду из выражения «нет худа без добра».

Самой трудной картиной для нее стала «Камилла Клодель», где ей предстояла роль скульптора, до безумия влюбленной в Огюста Родена и его искусство. Партнером был Жерар Депардье, а осуществить постановку взялся известный бельгийский оператор Бруно Ньюттен, кстати, отец се одиннадцатилетнего сына Барнабе. Чтобы сыграть роль, Изабель занимается скульптурой у профессора Франсуа Дюффо из Академии изящных искусств. Организованная ею фирма «Лилит» на начальном этапе финансирует съемки.

Параллельно с подготовкой к этой картине Аджани снимается у молодого, но уже преуспевшего Люка Бессона в фильме «Подземка» («Сабвэй») (Для съемок «Подземки» в павильоне специально была построена станция метро), а позднее в американской комедии «Иштар» вместе со своим близким другом Уорреном Битти. Однако все мысли заняты «Камиллой Клодель»: «Я чувствую, что меня привлекают женщины, которые жертвуют часть жизни чему-то большему, будь то искусство, повседневные заботы или любовь. Фильм начинается как добрая сказка, а заканчивается как трагедия – Камилла сходит с ума».

Картина стала крупным событием, с огромным успехом обошла экраны всего света, а актрисе принесла третий «Сезар» – вы-

18

сшую награду французских кинематографистов – и премию на фестивале в Западном Берлине.

Жерар Депардье сказал об Аджани: «Ты поистине доисторическая женщина, великая своими инстинктами, тогда как мужчина, оторванный, отрезанный от своего скотского естества, становится лишь двуногим мертвецом, страдающим от собственной человечности».

Вскоре после премьеры «Камиллы Клодель» прошел слух, что Изабель заболела СПИДом. Тысячи телефонных звонков раздавались в редакциях крупных газет и больницах от многочисленных поклонников, но Аджани была здорова и даже записала диск, в чем открылась еще одна грань ее таланта.

Затем актриса, переехав вместе с сыном из Парижа в Лондон, надолго исчезает из вида. И вдруг, как Золушка, появляется на презентации духов «Дюна» фирмы Диор. В зале, украшенном десятью тысячами роз и семистами орхидеями, главным украшением была Аджани. После четырехлетнего перерыва Аджани в августе начнет сниматься в фильме Патриса Шеро «Королева Марго», подписаны контракты еще на три фильма, один из которых – история любви француженки и американца, встретившихся в аэропорте в день забастовки авиадиспетчеров.

После выхода в свет продолжения книги Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», правда, написанного уже другим автором, французы рассматривают Изабель Аджани как идеальную Скарлетт О’Хара, а Алену Делону прочат роль Рета Батлера, хотя сама актриса по отношению к Делону весьма сдержанна.

Так или иначе, эта роль может оказаться для Изабель суперзвездной: во всем мире с нетерпением ждут продолжения истории, начавшей экранную жизнь пятьдесят два года назад и до сих пор непревзойденной по зрительскому успеху.

Сергей ЖМАКИН

19

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+