Манхэттен / Manhattan (1979)

Цветова Ю. Синерама. США // Искусство кино. – 1980, № 11. – С. 189-190.

Синерама

США

Фильм американского режиссера Вуди Аллена «Манхэгтен» начинается с почти документальных кадров Нью-Йорка. Камера скользит по гигантским небоскребам, заглядывает в бары, движется вдоль набережной…

«Мальчишкой и был влюблен в Нью-Йорк, – говорит Вуди Аллен в интервью корреспонденту журнала «Нувель Обссрватер», – привязан к нему и сейчас, хотя теперь могу трезво оценить все его многочисленные недостатки. Но в картине мне хотелось показать город таким, каким я его воспринимал в детстве. По-моему, это довольно точно сочетается с основной идеей «Манхэттена». В центре картины история человека, который сидит свой город таким, каким он не существует уже много лет… К сожалению, сегодняшний Нью-Йорк далеко но идиллический город. Когда бы ты ни открыл газету, обязательно натолкнешься на сообщение, что за последние 24 часа а Нью-Йорке совершено пять, шесть, десять убийств… В Центральном парке появились группы молодчиков на роликах, затаптывающих газоны, отнимающих сумочки и кошелька у прохожих… Сейчас в городе – новый всплеск преступности В состоянии кризиса мы находимся уже много лет… Нью-Йорк – это красивый город, но в нем царят бедность. преступность, разложение. А я, как и герой моего фильма, вырос в этом городе и. конечно, воспринимаю себя его частицей…»

Как и в некоторых предыдущих картинах, Вуди Аллеи вылепил героя «Манхэттена» Дзвиса, по мнению критики, как бы смотрясь в зеркало. Дзвису – сорок два года. Так же, как и сам режиссер в начале своей карьеры, Дэвис пишет скетчи для телевидения, а позднее начинает заниматься редактированием книги, во многом открывшей ему глаза на самою себя. Он был дважды женат и оба раза неудачно. Последнее его увлечение –

189

юная Треси (Мэри Хемингуэй), олицетворяющая новое поколение американской молодежи, чье появление было ознаменовано бумом телевидения, наркотиков, «сексуальной революцией». Дзвис, как и многие герои Вуди Аллена, представляет американскую интеллектуальную элиту. Вновь, как и в предыдущих фильмах, это человек неуверенный в себе, в какой-то степени неудачник, антипод «героя-любовника»… Дзвис глубоко переживает, что телевизионная программа, на которой он работает, находится на грани закрытия. С неприязнью говорит он о своих коллегах, которые проводят все свободное время, куря марихуану и до одурения слушая заурядную рок-музыку.

Дзвис верит в добродетельный труд, в любовь, в цельность личности. Он цепляется за свое прошлое, не желает мириться с тем, что стареет…

«Пожалуй, впервые в фильме Вуди Аллена современный интеллектуал выведен с таким сарказмом и беспощадностью», – пишет о картине «Манхэттен» рецензент французского журнала «Экран». – Герои ленты – работники средств массовой информации – прессы, телевидения, издательств. С язвительностью и презрением говорит о своем круге Дэвис. Но сам Дэвис мало чем отличается от окружающей его социальной среды. «Мирок, изображенный Алленом, – отмечается в статье, – каста нью-йоркских интеллектуалов, не способных существовать без бокала спиртного в руке. Самовлюбленность к самолюбованию, загнивание и сознание своей беспомощности – вот характерные черты этой общественной прослойки».

Как произошел переход Вуди Аллена от комического к серьезному драматическому жанру?

В Америке, рассказывает в интервью Вуди Аллея, возможно, более, чем где-либо, публика привыкла разделять авторов, пишущих в комедийном и драматическом жанре. Я испытал это на себе в полной мере, так как до прихода в кино выступал со скетчами а кабаре и на телевидении. По мнению американцев, автор смешных сценок не может создать серьезного произведения… В первых своих работах я стремился насмешить публику, причем самым примитивным способом. Позднее я решил затронуть более серьезные темы. И, судя по всему, зрители оценивали эти работы выше. Если раньше моими зрителями были главным образом учащиеся колледжей и престарелые любители кроссвордов, то теперь моя аудитория стала шире…

У режиссера спросили:

– Может ли, на ваш взгляд, комедия отражать происходящие в мире события, поднимать серьезные политические проблемы?

– Прекрасно, если режиссер интересуется политикой, если в его творчестве ощущается гражданственность. Но вместе с тем можно сделать смешной бытовой фильм, скажем, о взаимоотношениях отца с сыном, и он будет звучать как политический. Мне хочется поставить картину, посвященную американской политике. Еще в 1971 году и сделал для телевидения сатирическую передачу, которая была запрещена властями. В ней я играл роль советника Белого дома…

Над чем Вуди Аллеи работает сейчас? Вот что пишет по этому поводу автор статьи в журнале «Пузи»:

Новая картина Аллена пока не имеет названия. Участвующие в ней актеры характеризуют ее как современную романтическую комедию.

Ю. Цветова

190

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+