Мужчина и женщина / Un homme et une femme (1966)

Мужчина и женщина / Un homme et une femme (1966): постерПолнометражный фильм («Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Мужчина и женщина» / «A Man and a Woman» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 102 минут.

Режиссёр Клод Лелуш (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Авторы сценария Пьер Уттерховен, Клод Лелуш (без указания в титрах) (премия «Оскар»).

Композитор Франсис Ле (номинация на «Золотой глобус»; также номинация на «Золотой глобус» за заглавную песню на музыку Франсиса Ле и слова Пьера Бару).

Оператор Колд Лелуш.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Жан-Луи Дюрок (Жан-Луи Трентиньян), известный автогонщик, вызывается подвезти Анн Готье (Анук Эме, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), чья дочка Франсуаза (Суад Амиду, в титрах как Souad) учится в той же школе-интернате, что и его сын Антуан (Антуан Сир, в титрах как Antoine). Мужчина и женщина быстро находят общий язык. Готье рассказывает, что работает сценаристкой, а вскоре выясняется, что её супруг, каскадёр Пьер (Пьер Бару), погиб в результате несчастного случая на съёмках фильма. Жан-Луи, сам являющийся вдовцом, предлагает Анн встретиться как-нибудь ещё раз, в выходной…

Также в ролях: Валери Лагранж (Валерии Дюрок), Ян Барри (любовница Жана-Луи), Поль Ле Персон (работник АЗС), Симона Пари (директриса школы-интерната), Жерар Сир (радиокомментатор).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.03.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мужчина и женщина / Un homme et une femme (1966): кадр из фильма
Судьбоносная встреча

Клод Лелуш, конечно, не мог остаться в стороне от протекавших в обществе бурных процессов. Достаточно вспомнить участие в коллективном киноальманахе «Далеко от Вьетнама» /1967/ и тёплое отношение к Советскому Союзу, в котором начинающий кинематографист, к слову, побывал лично. Да и стилистически поиски, бесспорно, роднили Клода с деятелями «новой волны» – такими же кинематографистами до мозга костей, чьи открытия он самым тщательным образом изучал. Вместе с тем приходится признать, что есть доля истины в обвинениях, которые бросали режиссёру многие коллеги, кинокритики (преимущественно левых взглядов) и протестующая молодёжь, устраивавшая в Канне пикеты под лозунгом «Лелуш, отдай свою яхту рабочим!». Престижные награды, посыпавшиеся на «Мужчину и женщину», и, главное, безоговорочный коммерческий триумф, ожидавший фильм как в родной стране (4,27 млн. зрителей), так и чуть ли не повсеместно за рубежом1, стали тем испытанием, которое небесталанный творец не прошёл… Чем дальше, тем сложнее будет отделить в его творчестве сугубо коммерческие соображения от эстетических экспериментов, спекуляцию на остроактуальной политической и социальной проблематике – от искренних попыток разобраться в меняющейся обстановке на планете Земля.

Мужчина и женщина / Un homme et une femme (1966): кадр из фильма
Счастье без конца

Фабула предельно проста – и нет повода подвергать сомнению красивую легенду о том, что замысел родился спонтанно, под впечатлением от идиллической картины, открывшейся однажды утром в Довиле взору Лелуша: молодая женщина отдыхала с ребёнком на песке, на берегу моря. Однако старая как мир история о встретившихся двух одиночествах (она не в силах забыть безвременно почившего мужа, он, по-прежнему впадающий в тоску всякий раз, когда вспоминает о самоубийстве жены, неудовлетворён отношениями с любовницей) поведана трогательно, с глубоким чувством и одновременно – изобретательно и остроумно. Постановщик, также исполнявший обязанности оператора и продюсера, показал замечательный пример того, как творчески преодолевать возникающие трудности и обходить ограничения. Косвенная реклама автомобиля Ford Mustang не бросается в глаза (ничего общего с навязчивым выпячиванием достоинств Aston Martin DB5 в «бондиане»!) и в каком-то смысле – становится частью тонкой художественной игры, кажется неотъемлемой от той реальности, вне которой Жан-Луи себя попросту не представляет. А вынужденное – по сути, продиктованное соображениями экономии – чередование чёрно-белого и цветного изображения, а также использование киноплёнок разных форматов (35 мм, 16 мм и «8 Супер») и вовсе стало залогом новаторского изобразительного решения, так ли случайно вызывая ассоциации с изощрёнными годаровскими опытами. «Экзотические» кадры из другой, профессиональной жизни Дюрока и Готье (соответственно захватывающие дух, опасные автогонки – и суматошные, вечно непредсказуемые киносъёмки) создают любопытный контраст. При этом несомненно доверие режиссёра к ведущим артистам, существующим на экране в раскованной, зачастую – импровизационной манере, составив одну из самых запоминающихся романтических пар в истории десятой музы. Наконец, заслуживает особого упоминания восхитительная музыка Франсиса Ле, пронизанная высокой сентиментальностью, являющаяся подлинной душой кинопроизведения, – настоящий гимн во славу любви, незримо преображающей окружающую действительность. Что ждёт мужчину и женщину, нашедших друг друга в огромном мире, которые уже, хочется верить, никогда не расстанутся, будут жить долго и счастливо?.. Напрасно, думается, автор, утоляя любопытство почтенной публики, вернётся к полюбившимся героям спустя двадцать лет после того, как оставил их в счастливый момент. Многоточие подчас выразительнее слов, исполненных печали по тому, что уже никогда не вернуть.

.

__________
1 – Причём если в США ($6,3 млн. прокатной платы) лучше встретили «Большой приз» /1966/, то в СССР, где было продано 27,9 млн. билетов, – наоборот.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Тарханова Е. Отвечаем на все вопросы // Ровесник. – 1969, № 1. – С. 18.
Отвечаем кинокритик Ю. Шер // Ровесник. – 1969, № 6. – С. 18-19.
Соне Анри. В кино сказано еще не все… // Ровесник. – 1988, № 4. – С. 29-30.
Лаврентьев Сергей. Клод Лелуш: слава и проклятие // Видео-Асс PREMIERE. – 1992, № 9. – С. 20-23.
Плахов Андрей. Жан-Луи Трентиньян, человек-фантом // Экран. – 1991, № 12. – С. 28-29.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+