Уикенд / Week End (1967)

Уикенд / Week End (1967): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Уик-энд» (вариант перевода названия) / «Le week-end» (Франция), «Week-End» (Франция) / «Weekend» (международное англоязычное название), «Уикенд – Женщина и мужчина с субботы на воскресенье» / «Week End – Una donna e un uomo da sabato a domenica» (Италия).

Франция, Италия.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Жан-Люк Годар.

Автор сценария Жан-Люк Годар по мотивам рассказа «Южное шоссе» Хулио Кортасара (без указания в титрах).

Композитор Антуан Дюамель.

Оператор Рауль Кутар.

Жанр: приключенческий фильм, комедия, драма, кинофантазия

Краткое содержание
Ролан (Жан Янн) и Коринн (Мирей Дарк) Дюранды, зажиточные супруги, решают провести уикенд в гостях у тёщи и тестя в надежде ускорить получение наследства, причитающегося им по завещанию. Однако путешествие осложняется немыслимыми дорожными «пробками», авариями, вечными поломками автомобиля, непрекращающимися перепалками со случайными попутчиками, мимолётными встречами с весьма странными личностями: от чокнутых провинциальных музыкантов и террористов-одиночек до группы революционеров — киноманов и каннибалов.

Также в ролях: Жан-Пьер Кальфон (главарь Фронта освобождения Сены и Уаза (ФОСУ)); в остальных ролях (все без указания в титрах) Ив Алонсо (Гро Пусе), Ив Бенейтон (член ФОСУ), Жюльет Берто (член ФОСУ / молодая буржуазка), Мишель Бретон (девушка в лесу), Мишель Курно (мужчина в лесу), Лекс Де Брюжен (революционер), Омар Диоп (мой брат африканец), Жан Эсташ (автостопщик), Поль Жегофф (пианист), Жан-Пьер Лео (Сен-Жюст / молодой пижон), Эрнест Мензер (Эрнест / мясник ФОСУ), Хелен Скотт (женщина в машине), Ласло Сабо (араб), Анна Вяземски (девушка на ферме).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.01.2017

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Уикенд / Week End (1967): кадр из фильма
Уикенд начинается

Даже не отрицая исключительных художественных достоинств самого признанного фильма Жана-Люка Годара, «На последнем дыхании» /1960/, всё же не могу не отметить, что лично меня из всех его работ поразил (да что там – потряс!) именно «Уикенд». Фильм, лишь по недоразумению или, вероятнее всего, в силу сложности киноязыка не ставший знаменем анархизма на все времена. «Фильм, затерянный в космосе», и «фильм, найденный на помойке», как гордо заявлено в титрах. Фильм, который, произведя переворот в области формы, определённо не мог не оставить свой ядовитый след в общественном сознании. «Всеобщая стачка уже в действии», если так, заменив громкое и величественное понятие «революция»1 исторически более точным термином, охарактеризовать картину, воспользовавшись словами Наполеона о «Женитьбе Фигаро» – пьесе ниспровергателя и насмешника Бомарше.

Уикенд / Week End (1967): кадр из фильма
Апокалипсис стартовал

В «Уикенде» Годар, пожалуй, яснее всего обнаружил своё неприятие традиционного (буржуазного и мещанского) повествовательного кинематографа. Он пошёл на сознательное нарушение элементарных технических приёмов, снимая против света диалог, полный волнительных эротических признаний, имитируя смещение рамки кадра в тот момент, когда Ролан попадает в автокатастрофу, прибегая (с уведомлением в титрах!) к неверной монтажной склейке в сцене по-театральному картинного «умирания» Коринн. Брехтовское «очуждение» действия проводится и на уровне драматургии – через разрушение стройной сюжетной схемы road movie, заслужившей репутацию самой свободной и демократичной из всех нарративных конструкций. Ибо в путешествие (the trip) по деревням и весям, а одновременно – по собственному внутреннему мирку2 могут отправиться не только Бонни и Клайд, но и благообразная чета «средних» французов, истинных парижан. Мирей Дарк, ненадолго переманенная авангардистом у менее принципиальных коллег, и Жан Янн помимо прочего идеально подобраны по типажному признаку, изображая супружескую пару: проститутку по закону (в браке) и фашиствующего филистера – ветерана Алжира, не расстающегося с сигаретой и деловито соображающего, как бы не опоздать к дележу состояния. О презрении, выражаемом авторами издыхающему «обществу потребления», ощущаемом в каждом кадре, в любой «невинной» зарисовке нравов (чего только стоят мелкие бытовые разбирательства соседей по двору!), и говорить излишне. Однако, не жалея мрачных красок на свою картину апокалипсиса (бесконечная «пробка», несметное количество трупов на обочинах), Жан-Люк основательно прошёлся и по всем «оппозиционным» учениям, до каких смог дотянуться. Здесь и сцены классовой борьбы, завершающиеся трогательным примирением продажной буржуазки с «пролетарско-крестьянским быдлом». И борцы за права нацменьшинств вместе со сторонниками индивидуального террора, доставляющие чете небольшие неудобства. И любомудры-краснобаи, ударяющиеся в заумное словоблудие и красивый эскапизм, предаваемые Роланом огню, вопреки печальному замечанию Коринн, что «мы не имеем права сжигать даже философов». И поборники культурного наследия, высокопарно рассуждающие об истоках современной цивилизации и коммерческом потенциале музыки Моцарта. И в довершение – бывшие соратники по «новой волне», представленные персонажем Жана-Пьера Лео, прерывающим свою романтическую песенку (душевный привет Франсуа Трюффо!), увидев, как ушлые парижане покушаются на его новенький японский автомобиль с коробкой передач от «порше». К счастью, режиссёру хватает иронии и трезвости суждений, чтобы не отнестись чересчур серьёзно и к собственным чаяниям о появлении революционеров, вооружённых великой силой «правды 24 кадра в секунду» (в качестве позывных упоминаются Йёста Берлинг из саги Морица Стиллера, «Броненосец «Потёмкин», «Джонни Гитара»…) и готовых не только освободить, но и… съесть ненавистных представителей прогнившего мира. Товарищ Годар обещает весёлый уикенд, после которого будет непросто вернуться в рабочий ритм унылых будней.

.

__________
1 – Хотя сам-то постановщик недвусмысленно намекает именно на события 1789-94-х годов, отсчитывая в финале время месяцами из календаря якобинцев.
2 – «Что за гнилостный фильм! Всё время нарываемся на сумасшедших людей», – бросает в сердцах Ролан, на что Коринн резонно замечает: «Сам виноват».

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter