Воспитание Каина / Raising Cain (1992)

Воспитание Каина / Raising Cain (1992): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Воспитывая Каина» / «Воспитание Кейна» / «Воспитывая Кейна» / «Рассвет Кейна» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 91 минута.

Режиссёр Брайан Де Пальма.

Автор сценария Брайан Де Пальма.

Композитор Пино Донаджио.

Оператор Стивен Х. Барам.

Жанр: триллер, криминальный фильм, драма, фильм ужасов, комедия

Краткое содержание
Картер Никс (Джон Литгоу), детский психолог, пошедший по стопам отца (Джон Литгоу) и, в частности, оставивший на время врачебную практику, чтобы лично воспитывать дочку Эми (Аманда Помбо), узнаёт о связи благоверной Дженни (Лолита Давидович) с Джеком Данте (Стивен Бауэр). Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что Картер страдает даже не раздвоением, а расщеплением личности на несколько ипостасей, одна из которых — решительный и циничный Кейн (Джон Литгоу) — берётся покарать за измену жену и её любовника.

Также в ролях: Джон Литгоу (также в качестве других ипостасей Картера, Джоша и Марго), Фрэнсис Стернхэген (доктор Валдхейм), Грегг Генри (лейтенант Терри), Том Бауэр (сержант Кэлли), Мел Харрис (Сэра), Тери Остин (Карен), Габриэль Картерис (Нэн).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.03.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Воспитание Каина / Raising Cain (1992): кадр из фильма
Любящий отец?..

Поклонники депальмовских работ того периода, когда он изобретательно и не без иронии развивал находки Альфреда Хичкока, даже отдавая должное достижениям кинематографиста в таких жанрах, как гангстерский боевик, военный фильм и сатирическая комедия, всё-таки не расставались с надеждой на возвращение мастера в стихию саспенса. Затянувшееся ожидание оказалось вознаграждено, тем более что приглашение не свежеиспечённых «звёзд», а актёров, с которыми Брайан1 успешно сотрудничал прежде, косвенно свидетельствовало о стремлении сохранить верность духу своих ранних постановок. Сразу бросается в глаза, с каким наслаждением режиссёр и оператор Стивен Х. Барам используют излюбленный приём – сложный и завораживающе долгий, длящийся дольше четырёх минут тревеллинг, придающий интригующее звучание вполне заурядному, функциональному (доктор Валдхейм делится с полицейскими профессиональными знаниями) эпизоду… И не забудем изощрённую кульминацию с обезвреживанием разыскиваемого преступника. И появление в ответственный момент, точно призрака, Дженни, с которой мы уже успели мысленно проститься. И выстраивание действия (сценарий написал, конечно, сам Де Пальма) по нестандартной схеме, с причудливым чередованием тех, от чьего лица ведётся повествование!..

Воспитание Каина / Raising Cain (1992): кадр из фильма
Маньяк!

Настойчивое желание избежать плагиата не только из хичкоковских, но и из собственных картин привело к любопытным результатам, которые оценила по достоинству2 даже широкая публика (в отличие от жюри Венецианского МКФ, где лента участвовала в конкурсе), чаще предпочитающая триллеры попроще. Маньяк-убийца, страдающий диссоциативным расстройством идентичности на почве Эдипового комплекса и не ведающий о страшных вещах, творимых двойниками, – это уже было неоднократно. Но чтобы такого «Каина» (библейские ассоциации сообщают важный религиозно-мифологический подтекст) целенаправленно взращивал, методично создавал в лабораторных условиях врач-психиатр, готовый, утоляя научные амбиции, пожертвовать родным сыном… Да скверная миссис Бейтс, оставившая Норману жуткое наследство, покажется на фоне учёного, признанного теоретика и практика, безупречной родительницей! При этом Брайан Де Пальма не забывает и о ещё одном принципиальном уроке сэра Альфреда (случайно не из опасения, что тот может однажды явиться подобно доктору Никсу?), чуть скрашивая зрителю тягостность пребывания на краю у бездны человеческих душ остроумными деталями. Правда, юмор у него носит «чёрные» оттенки (достаточно вспомнить выражение лица утопленницы, которую блюстители закона поначалу ошибочно приняли за жену Картера) и отдаёт таким привкусом абсурда, что только усиливает мрачное настроение. И так во всём, до бесконечности: что ни говори, а воспитание Каина – процесс сложный и тонкий.

.

__________
1 – Помимо Джона Литгоу – Грегг Генри, запомнившийся по колоритной партии убийцы-манипулятора в «Подставном теле» /1984/.
2 – При бюджете $12 млн., кассовые сборы в национальном прокате составили $21,37 млн., в мировом – $37,17 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 


Материалы о фильме:
Киселев Саша. Хичкок для бедных? // Видео-АСС Премьер. – 1993, № 12. – С. 11-12.
Эшпай А. Валентин. Американские режиссёры поколения «бейби-бум» // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 156-158.
Эшпай Валентин. Американская видеоколлекция // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 4. – С. 8-10.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+