Четверо друзей / Four Friends (1981)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Четыре друга» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 114 минут.
Режиссёр Артур Пенн.
Автор сценария Стив Тесич.
Композитор Элизабет Свадос.
Оператор Жислен Клоке.
Жанр: комедия, драма
Краткое содержание
Данило (Крэйг Уоссон, номинация на «Золотой глобус» в категории «Новая звезда»), привезённый в детстве родителями из Югославии, Дэвид (Майкл Хаддлстон) и Том (Джим Метцлер) являются лучшими друзьями, и все трое влюблены в одну девушку — в живущую по соседству Джорджию (Джоди Телен), мечтающую стать танцовщицей. Вот уже прошёл выпускной бал, и надо определяться в жизни. Строгий отец Данило, мистер Прозор (Миклош Симон), трудящийся на местном сталелитейном заводе, считает эту работу наиболее подходящей и для сына. Однако парень мечтает получить высшее образование.
Также в ролях: Скотт Хардт (Данило в детстве), Элизабет Лоуренс (мать Данило), Майкл Ковач (сосед Прозоров), Беатрис Фредман (миссис Золдос), Пьер Калабриа (кондуктор), Зейд Фарид (Руди), Дэвид Граф (Гергли), Феликс Шуман (директор), Лоис Смит (миссис Карнахан), Джеймс Лео Херлихай (мистер Карнахан), Джулия Мюррей (Эдриенн Карнахан), Мерседес Рул (женщина в такси), Гленн Хедли (Лола), Пол Греко (угонщик автомобиля).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.10.2016
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Десятью-пятнадцатью годами ранее именно Артур Пенн стал певцом вступавшего в жизнь поколения, к которому не принадлежал, но чаяния которого замечательно передал, причём не только рассказывая о нём самом (как в трагикомедии «Ресторан Элис» /1969/), но и формально – обратившись к далёкому прошлому в «Бонни и Клайде» /1967/ и в вестерне «Маленький большой человек» /1970/. Логично, что от одарённого кинематографиста ждали кинопроизведения, подводящего своеобразный итог судеб шестидесятников, и выделение солидного ($10 млн.) производственного бюджета в данной связи не кажется странным. Надежды, приходится признать, не оправдались. Равнодушие широкой публики1 и в целом доброжелательные, но лишённые восторгов отзывы кинокритиков не идут ни в какое сравнение с горячим приёмом, допустим, «Странников» /1979/ Филипа Кауфмана и «Большого разочарования» /1983/ Лоуренса Кэздана. Подход Пенна и вправду способен вызвать недоумение. Действительно ли было необходимо сосредотачиваться на участи конкретных людей – четверых друзей, пытающихся найти собственный путь, следя, чтобы в кадр попало, скажем так, минимальное количество примет времени?!
Обозначенное обстоятельство отчасти объясняется автобиографическим характером сценария, написанного Стивом Тесичем – урождённым Стояном Тешичем, также иммигрировавшим (в 1957-м) из Югославии в США вместе с семьёй. Взгляд юноши, полюбившего новую родину, позволяет выявить многие вещи, которые те, кто появился на свет в Америке, попросту не замечают. Что может измениться в типичном провинциальном городке, где существование размеренно и спокойно?! Однако ветер политических и социальных перемен всколыхнул действительно всю страну. Джорджия проникается идеями свободной любви, кажется, ещё до того, как станет модной «сексуальная революция» – и это, естественно, вызывает смущение Данило. Том, не придумав ничего лучше, идёт служить в армию – и вскоре отправляется во Вьетнам, а Дэвид, как ни досадует на собственное слабоволие, вынужден продолжать семейное дело (возглавить бюро ритуальных услуг). Главное же, колледж и дружба с соседом по комнате в общежитии предоставляют сыну Прозора-старшего шанс доказать: отец ошибался, лозунг о неограниченных возможностях находит подтверждение, ничто не предопределено… Но тут происходит событие, заставляющее распрощаться с прекраснодушными иллюзиями.
Знаменательно, что роль мистера Карнахана, который предпочтёт собственноручно пристрелить (буквально!) любимую дочь, чем отдать её замуж за сына пролетария, не умеющего держать удар, исполнил Джеймс Лео Херлихай – признанный писатель, автор романа «Полуночный ковбой» /1965/, блестяще экранизированного Джоном Шлезингером. Пенн и Тесич стремятся донести мысль, что и такие значимые (представлявшиеся значимыми обывателям) явления, как акции протеста темнокожих граждан против дискриминации и антимилитаристские выступления молодёжи, движение «хиппи», увлечение психоделиками и т.д. – всё-таки не способны в одночасье устранить фундаментальные причины. Грубо говоря, классовые различия, для которых наличествуют необходимые условия, не исчезнут на протяжении краткого исторического периода. Трагический инцидент на свадьбе является, конечно, частным, но… закономерным проявлением этого – объективного! – закона… Впрочем, Данило, Джорджия, Дэвид и Том, подкопив житейской мудрости и закалив в испытаниях характер, обретают долгожданное счастье. Не в последнюю очередь – благодаря дружбе, пронесённой сквозь годы.
.
__________
1 – Кассовые сборы составили всего $29,9 тыс., и, кстати, не возникло никакого ажиотажа в советском кинопрокате, куда картина попала в «перестройку».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Петрова Наталья. Это и есть Америка // Советский экран. – 1989, № 15. – С. 29.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий