Чудовища / I mostri / Les monstres (1963)

Чудовища / I mostri / Les monstres (1963): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Чудовища» / «Монстры» / «The Monsters» (международное англоязычное название), «Опиум-67» / «Opiate ‘67» (США: дублированная версия), «15 из Рима» / «15 from Rome» (США).

Италия, Франция.

Продолжительность 121 минута (сокращённая американская версия – 87 минут).

Режиссёр Дино Ризи.

Авторы сценария Адженоре Инкроччи (в титрах как Age), Фурио Скарпелли (в титрах как Scarpelli), Элио Петри, Дино Ризи, Этторе Скола, Руджеро Маккари по сюжетам Адженори Инкроччи (в титрах как Age), Фурио Скарпелли (в титрах как Scarpelli), Элио Петри, Дино Ризи, Этторе Сколы, Руджеро Маккари, авторы диалогов Этторе Скола и Руджеро Маккари.

Композитор Армандо Тровайоли.

Оператор Альфио Контини.

Жанр: комедия

Краткое содержание
Комедийный киноальманах, посвящённый современной Италии и итальянцам, состоит из новелл «Воспитание чувств», «Чудовище», «Рекомендация», «Как настоящий отец», «Синема-верите», «Бедный солдатик», «Собачья жизнь», «Один день из жизни депутата», «Латинские любовники», «Добровольный свидетель», «Сироты», «Засада», «Дух самопожертвования», «Вернисаж», «Муза», «Трава забвения», «Улица для всех», «Опиум для народа», «Завещание святого Франциска», «Высокое искусство». Посмотрев забавные истории, зритель поневоле задумается, какими чудовищами бывают люди…

Также в ролях: Уго Тоньяцци (отец / полицейский / Стефано / Баттачи / депутат / латинский любовник / Пилад Фьораванти / инспектор дорожного движения / продавец автомобилей / зритель в кинотеатре / муж / Гуарначчи, премия «Золотой кубок»), Витторио Гассман (актёр / полицейский / ассистент режиссёра / Никола / латинский любовник / адвокат / Ричетто / Роберто / Элиза / пешеход / монах / Артемио Альтидори), Ландо Буццанка (Лучино), Марино Мазе (любовник), Мариза Мерлини (Паола Фьораванти), Рика Диалина (Джулиана), Мишель Мерсье (жена), Рикки Тоньяцци (сын), Франко Кастеллани (Джулио Франкузи), Мария Маннелли (Олимпия Чеккарелли).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.08.2023

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Чудовища / I mostri / Les monstres (1963): кадр из фильма
И кто тут чудовище?

Утверждать, будто «Чудовищ» ждал безоговорочный триумф в национальном кинопрокате, было бы, что ни говори, преувеличением. Фильм действительно пользовался неплохим зрительским спросом, собрав аудиторию в 4,5 млн. человек (кассовые сборы оцениваются в ITL847 млн.), но всё-таки не вызвал такого же ажиотажа, как другой киноальманах – «Вчера, сегодня, завтра» /1963/ Витторио Де Сики. Тем не менее картина Дино Ризи вскоре приобрела «культовый» статус и не без оснований считается одним из хрестоматийных образчиков «комедии по-итальянски» – в её новеллистическом варианте. Поначалу авторов1 журили за, так сказать, неразборчивость в способах вызвать смех у почтенной публики, совмещая легкомысленные бытовые (в том числе бородатые) анекдоты с полновесной сатирой, причём историй много, очень много, и сюжеты сменяют друг друга с необычайной быстротой. Конечно, это позволило Уго Тоньяцци и Витторио Гассману (накануне блеснувшему у мастера в пронзительном «Обгоне» /1962/) продемонстрировать высший класс лицедейства – перевоплощения в самые разные образы, а первый из них даже познакомил с азами профессии отпрыска Рикки, впоследствии также добившегося в киноиндустрии неплохих результатов. Но… нет ли тут перехлёста?

Чудовища / I mostri / Les monstres (1963): кадр из фильма
Правосудие не для всех

На мой взгляд, нет. Напротив, в том и заключалась соль замысла, чтобы дать максимально широкую панораму нравов итальянского общества периода экономического бума. Для каких-то ситуаций и личностей действительно достаточно краткого рассказа. Ну, что можно добавить к характеристике типа, костерящего водителей, не позволяющих спокойно перейти пешеходный переход, однако, едва садится за руль машины, чудом не сбивающего супружескую пару с ребёнком в коляске? Или – инспектора дорожного движения, устраивающего засады на автомобилистов? И мотивы попрошайки, цинично эксплуатирующего незрячего товарища, лежат на поверхности. В других случаях требуется разобраться тщательнее. Вспомним, как скрупулёзно достопочтенный депутат планирует график своего рабочего дня – лишь бы народного избранника не дождался генерал, прибывший с докладом о финансовых махинациях в сделке по покупке государством земельного участка. Познавательны и ухищрения многоопытного адвоката, так ловко дискредитировавшего в зале суда добровольного свидетеля обвинения, что мужчина уже вряд ли поверит правосудию. Даже с заботливым папашей, учащим сына изворотливости и хитрости, не подозревая, что воспитывает… отцеубийцу, не всё элементарно. Жизнь – штука сложная и противоречивая.

Чудовища / I mostri / Les monstres (1963): кадр из фильма
Мужчины — всегда мужчины

Присвоив ленте англоязычное название «Опиум-67», американцы тем самым подчеркнули, что особо впечатлились сегментом «Опиум для народа», где пресловутым «опиумом для народа» показано… телевидение: жена (кстати, в исполнении француженки Мишель Мерсье), зная, что муж никогда не отвлекается, смотря любимую передачу, преспокойно принимает в соседней комнате любовника. Хуже того, «опиум для народа» традиционный (описанный Карлом Марксом) давно смешался с новым: в «Завещании святого Франциска» проповедник, прежде чем появиться на малых экранах, наводит на себя марафет, почти как диктор или поп-идол. Но и это – частный случай. Официально прозвище «Il mostro» получил – от журналистов – глава семейства, порешивший пятерых своих детей и арестованный двумя дюжими карабинерами (жаждущими засветиться в газете, невзирая на уродливую внешность). Вот только в заголовок фильма это имя существительное неслучайно вынесено во множественном числе. Бичуя людские пороки и слабости, кинематографисты подводят к грустному выводу, что окружающий мир кишмя кишит чудовищами, которых порождает (вопреки Франсиску Гойе) не сон разума, а вполне конкретный социально-экономический уклад. По отдельности проступки не кажутся сколько-нибудь серьёзными, но при такой концентрации мелких провинностей, компромиссов с совестью, прегрешений – становится уже не смешно, а страшно. И ещё страшнее – от того, что некоторых из монстров (например, посетителя кинотеатра, где идёт драма о героических бойцах Сопротивления) внешне никак не отличить от добропорядочных обывателей.

.

__________
1 – Помимо режиссёра – блистательную команду кинодраматургов, включая Этторе Сколу и Элио Петри.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Interview Peter Schneider Président de Walt Disney Pictures // Видео-АСС Sunrise. – 1994, № 1. – С. 18-19.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+