Ганди / Gandhi (1982)

Ганди / Gandhi (1982): постерПолнометражный фильм (премия «Оскар»).

Другое название: «Фильм Ричарда Аттенборо: Ганди» / «Richard Attenborough’s Film: Gandhi» (США: полное название).

Великобритания, Индия.

Продолжительность 191 минута.

Режиссёр Ричард Аттенборо (премия «Оскар»).

Автор сценария Джон Брайли (премия «Оскар»).

Композитор Рави Шанкар (номинация на премию «Оскар»).

Операторы Ронни Тэйлор, Билли Уильямс (премия «Оскар»).

Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм

Краткое содержание
1893-й год. Молодой адвокат Мохандас Карамчанд Ганди (Бен Кингсли, премия «Оскар»), получивший образование в Лондоне и прибывший на работу в Южную Африку, узнаёт о действии законов и порядков, дискриминационных по отношению ко всем, кто не принадлежит к числу белых людей. Он решает стать выразителем интересов представителей индийской диаспоры, возглавив движение за равноправие граждан. Победа воодушевляет Ганди на ещё более трудную и амбициозную задачу — добиться независимости своей Родины от британского владычества.

Также в ролях: Кэндис Берген (Маргарет Бурк-Уайт), Эдвард Фокс (генерал Дайер), Джон Гилгуд (лорд Ирвин), Тревор Ховард (судья Брумфилд), Джон Миллс (наместник), Мартин Шин (Уокер), Йэн Чарльсон (Чарли Эндрюз), Этол Фугард (генерал Сматс), Гюнтер Мария Халмер (Герман Калленбах), Саид Джэффри (Сардар Патель), Джеральдин Джеймс (Мирабен), Алике Падамси (Мохаммед Али Джиннах), Амриш Пури (Хан), Рошан Сет (Пандит Неру), Рохини Хаттангади (Кастурба Ганди), Йэн Баннен (старший офицер полиции), Ричард Гриффитс (Коллинс), Найджел Хоторн (Кинноч), Майкл Хордерн (сэр Джрдж Ходж), Ом Пури (Нахари), в эпизоде Бернард Хилл (сержант Патнэм).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.02.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ганди / Gandhi (1982): кадр из фильма
Не теряет присутсвия духа

Картина начинается с замечательного предуведомления, которое, по совести, следовало бы заучить наизусть и повторять про себя, точно мантру, каждому режиссёру, берущемуся за постановку биографического фильма. Жизнь никого из людей, тем более когда речь идёт о незаурядном мыслителе и общественном деятеле, воистину не может быть всеохватно и исчерпывающе описана в одном-единственном повествовании, усечена под формат кино- или же – литературного произведения. Мерилом истины должно служить авторам желание быть верными духу личности этого человека и оставленных благодарным потомкам достижений, а сверхзадачей является стремление помочь зрителям отыскать путь к сердцу и сокровенным устремлениям своего героя, в первую очередь – в той части, что сохраняет актуальность по сей день. Постановка Ричарда Аттенборо воспринимается в данном отношении особого рода эталоном.

Ганди / Gandhi (1982): кадр из фильма
Духовный лидер нации

Конечно, в немалой степени здесь сказалось обращение к такой выдающейся личности, как Махатма Ганди, которой кинематографисты прежде – при всём уникальном вкладе в историю XX столетия, выходящем (как и в случае, допустим, с Владимиром Лениным) по значимости далеко за пределы судьбы отдельно взятой страны – почти не уделяли внимания. Остаётся только поражаться настойчивости прославленного актёра и режиссёра, не оставлявшего мечту о реализации проекта на протяжении тридцати (если считать с начала первых переговоров до мировой премьеры) лет. Проявляли интерес и остывали к идее многие продюсеры, уходили из жизни, не успев оказать обещанную поддержку, влиятельные политики1, менялись общественные вкусы, а Ричард не сдавался. В итоге искомую сумму, $22 млн., удалось собрать из нескольких источников. В дополнение к $10 млн., предоставленным индийской Национальной корпорацией по развитию кинематографа, Аттенборо получил значительные средства от Джозефа Э. Левайна (исполнившего свою часть договорённости взамен на создание постановочного боевика «Мост слишком далеко» /1977/ и хоррора «Магия» /1978/), а недостающую часть – добавил лично, продав принадлежащую ему долю в правах на пьесу «Мышеловка» Агаты Кристи. К слову, фильм действительно отмечен эпическим размахом, причём каждая из массовых сцен (бойня в Амристаре, кровавая потасовка на индийско-пакистанской границе, наконец, эпизод похорон Бапу, попавший в Книгу рекордов Гиннесса2) кажется безупречно отрепетированной, выверенной до миллиметра. Без всего этого было бы, наверное, сложно претендовать на внушительный интерес широкой публики3, да и нет ничего плохого в том, что режиссёр проявил себя достойным учеником Дэвида Линча (между прочим, тоже некоторое время хотевшего снять ленту о Ганди), представив как бы британскую вариацию Большого Голливудского Стиля – лучшую за весь период «тэтчеризма». Тем же, вероятно, можно объяснить и триумф на «оскаровской» церемонии, хотя сам Ричард, как признавался, искренне надеялся на победу Стивена Спилберга с трогательным и мудрым «Инопланетянином» /1982/.

Ганди / Gandhi (1982): кадр из фильма
В окружении народа

Впрочем, впечатляющие зрелищные достоинства фильма меркнут на фоне того идейного пласта, который доносят сценарист Джон Брайли и режиссёр. К идеологии и практическим действиям Ганди не случайно обращался итальянский коммунист Антонио Грамши. Рискуя несколько упростить учение сатьяграха, всё же выскажу предположение, что установка на ненасильственное сопротивление и отказ от сотрудничества («Сто тысяч англичан просто не в состоянии контролировать триста миллионов индийцев», – выдвигает он довод в переговорах) являются частным проявлением так называемой «молекулярной» войны, ведущейся различными группами за гегемонию в обществе. Прозорливость великого гуманиста и пламенного патриота, получившего от Рабиндраната Тагора прозвание Махатма, то есть ‘великая душа’, заключалась в осознании того обстоятельства, что с заведомо превосходящим мощью противником не следует бороться силовыми средствами: подрыв моральных устоев гарантирует, быть может, не такую быструю, но более надёжную победу. Драматизм ситуации заключается в том, что его опыт, равно как и теоретические наработки Грамши, были изучены не только искренними последователями, но и идеологическими противниками, сослужив добрую службу организаторам многочисленных цветных революций. Но это не должно служить поводом для преуменьшения заслуг Ганди, находившего утешение в мысли о том, что «были тираны и убийцы, и временами они казались непобедимыми, но… в конце концов – всегда оказывались низвергнутыми». Отец нации добился даже большего, чем освобождение народа от многовековой тирании, – помог соотечественникам пройти испытание свободой, сумев остановить всеобщее безумие и хаос.

.

__________
1 – Так произошло, в частности, с Джавархарлалом Неру и лордом Луисом Маунтбеттеном, чьей памяти (наряду с Мотилаем Котари) посвящена лента.
2 – Общее число участников оценивается в триста тысяч!
3 – Кассовые сборы в Северной Америке составили $52,8 млн., в Великобритании $7,7 млн., в ФРГ $12,2 млн., в Австралии $6,896 млн. и т.д.

Прим.:  рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Утилов Владимир. Мужество робкого человека // Советский экран. – 1990, № 8. – С. 30-31.
«Ганди» // Новые фильмы. – 1987, № 11. – С. 11-12.
Зоркая Нея. «Ганди» (Великобритания – Индия) // Искусство кино. – 1983, № 12. – С. 103-105.
«Ганди» // Видео Дайджест. – 1991, № 06. – С. 58-59.

Материалы о фильме (только тексты): 

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+