Охота за «Красным октябрём» / The Hunt for Red October (1990)

Охота за «Красным октябрём» / The Hunt for Red October (1990): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Охота за подводной лодкой «Красный октябрь» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 134 минуты.

Режиссёр Джон МакТирнен.

Авторы сценария Лэрри Фергюсон, Дональд Стюарт по роману Тома Клэнси.

Композитор Бэйзил Поледурис.

Оператор Ян Де Бонт.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, триллер

Краткое содержание
1984-й год. Новейшая советская подводная лодка «Красный октябрь» типа «Тайфун», оснащённая сверхсекретной двигательной установкой пониженной шумности и несущая ракеты с ядерными боеголовками, выходит из Полярного на первое боевое дежурство. Однако истинные намерения капитана Марко Рамиуса (Шон Коннери), вступившего в сговор с офицерами субмарины, — перейти на сторону США, противника СССР по «холодной войне».

Также в ролях: Алек Болдуин (Джек Райан), Скотт Гленн (Бэрт Манкузо), Сэм Нилл (Василий Бородин), Джеймс Эрл Джонс (адмирал Грир), Джосс Экланд (Андрей Лысенко), Ричард Джордан (Джеффри Пелт), Питер Фёрт (Иван Путин), Тим Карри (доктор Евгений Петров), Кортни Б. Вэнс (матрос Джонс), Стеллан Скарсгард (капитан Виктор Туполев), Джеффри Джонс (Скип Тайлер), Лэрри Фергюсон (офицер подводной лодки Dallas), Фред Долтон Томпсон (адмирал Пэйнтер), Томас Арана (кок Логинов), в эпизодах Свен-Оле Торсен (офицер «Красного октября»), Эндрю Дивофф (Андрей Амальрик).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.02.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Охота за «Красным октябрём» / The Hunt for Red October (1990): кадр из фильма
Торжественный момент предательства

Роман «Охота за «Красным октябрём» увидел свет в 1984-м году стараниями издательства Naval Institute Press и быстро попал в число бестселлеров1, оставшись самым успешным произведением в творчестве Тома Клэнси. Но вопрос с его экранизацией (в отличие от «адаптации» под формат видеоигр) затянулся настолько, что, когда после отказа Клауса Марии Брандауэра Шону Коннери предложили исполнить ведущую партию, прославленный актёр поначалу отказался, резонно сочтя тематику неактуальной в свете «перестройки» в СССР. Однако так уж получилось, что именно картина Джона МакТирнена, формально обращённая к событиям недавнего прошлого, подвела черту под «холодной войной», оказавшись, скажем так, последним идеологическим залпом Голливуда. По свидетельству артистов, некие высокопоставленные представители советского руководства даже посетили съёмочную площадку – в тот момент, когда снималась одна из самых «пикантных» сцен (убийство Рамиусом Путина, да-да, Путина), и… И ничего!

Охота за «Красным октябрём» / The Hunt for Red October (1990): кадр из фильма
Воплощение мудрости?

Конечно, режиссёру, сознательно упустившему, приступая к работе над фильмом, возможность создать продолжение «Крепкого орешка» /1988/, и тандему сценаристов (кстати, Лэрри Фергюсон исполнил достаточно заметную роль) нельзя отказать не просто в профессионализме – в мастерстве высокого уровня. Интрига держит в изрядном напряжении, достигая наивысшего накала ближе к кульминации, когда офицерам «Красного октября» вместе со спустившимися на борт американцами предстоит уцелеть в дуэли с экипажем субмарины «В.К. Коновалов» и при этом – обставить всё так, будто новейшая подводная лодка пошла ко дну. Более того, Клэнси и обратившиеся к его творчеству кинематографисты демонстрируют отменное знание нюансов высокой политики, как в разрезе противостояния-взаимодействия двух сверхдержав, так и в аспекте функционирования мощнейших государственных организаций (включая ЦРУ и ВМФ), для которых истинной находкой стало «спонтанное» подключение талантливого аналитика. Это вам не какой-нибудь залихватский «Огненный лис» /1982/! Всё, казалось бы, хорошо, и превосходные коммерческие показатели «Охоты за «Красным октябрём»2 были вполне заслужены создателями. Смущает одно – главное.

Охота за «Красным октябрём» / The Hunt for Red October (1990): кадр из фильма
Теоретик и практик

Ещё можно понять и как-то объяснить стремление заокеанских деятелей киноискусства воспеть подвиги «своих» бойцов невидимого фронта, неустанно противостоявших искусственно раздуваемой (не без любезного содействия самой «фабрики грёз») угрозе с Востока. Но МакТирнен вслед за Клэнси старательно делает вид, что не замечает двусмысленности ситуации, превознося патриотизм американцев и одновременно – воспевая перебежчика, самого обыкновенного ренегата. Любопытно, что кинодраматурги опустили подробности личной мотивации поступка капитана (в фильме упоминается о смерти жены, но не о вине врача – сына члена Политбюро, избежавшего ответственности), добавив «философский» аспект с неявной отсылкой в беседе Рамиуса с Бородиным к разговору Ахава и Старбека из «Моби Дика». Но если старпом выглядит неумным диссидентом, позарившимся на свободу (мечтающим поселиться в Монтане, жениться, разводить кроликов и ездить на грузовике по всей Америке «без документов»), то умудрённый сединами Марко – не таков! Позаботился о судьбе матросов, а замполит, дескать, был порядочным подлецом, не говоря уже о «каком-то коке», едва не сорвавшем планы. Тем более сами виноваты офицеры и их подчинённые с «В.К. Коновалова»: нечего было честно исполнять воинский долг. Проблема в том, что данные в финале Джеку объяснения (передать подводную лодку НАТО, чтобы кое у кого за «железным занавесом» не возникло соблазна расправиться с идеологическим противником одним сокрушительным ударом) звучат неубедительно, в устах опытного офицера – просто нелепо, и, к слову, опровергаются логикой развития сюжета: Джонс с «Далласа» достаточно быстро находит способ определять местоположение «Красного октября». Банальная измена Родине, ничем принципиальным не отличающаяся от добровольной сдачи противнику в плен с оружием… Это Рим предателям не платил, Вашингтон же – ждал их с распростёртыми объятиями и, мало того, тратил колоссальные средства на взращивание «пятых колонн» и подкуп морально нестойких индивидов. Но вещи надо называть своими именами, помня, что, как афористично заметил Владимир Высоцкий, «И во веки веков, и во все времена // Трус, предатель – всегда презираем». В противном случае пример становится заразительным, и этой, по характеристике Райана, «почти легенде в сообществе подводников» возьмутся подражать первые лица государства. В данном отношении фильм оказался, как ни печально, пророческим.

.

__________
1 – В том числе благодаря Рональду Рейгану, положительно отозвавшемуся о книге в ходе одной из телевизионных пресс-конференций.
2 – При бюджете $30 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $122 млн. и ещё $78,5 млн. принесла демонстрация за рубежом.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Продолжения:
Игры патриотов / Patriot Games (1992)
Прямая и явная угроза / Clear and Present Danger (1994)
Цена страха / The Sum of All Fears (2002)
Джек Райан: Теория хаоса / Jack Ryan: Shadow Recruit (2014)


Материалы о фильме:
Эшпай Валентин А. Американские режиссёры поколения «бэйби-бум» // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 156-157.
Крымова Елена Том Кланси играет в войну. // Видео-Асс. – 1990, № 4. – С. 41-45.
Адин Александр. На малом экране // Мы. – 1991, № 4. – С. 191-193.
Жанры кино: фильм-катастрофа // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 27.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+