С меня хватит! / Falling Down (1993)

«Мои фильмы будут смотреть и через 20 лет» // Экран. – 1994, № 02-03. – С. 42-44.

«МОИ ФИЛЬМЫ БУДУТ СМОТРЕТЬ И ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ»

• Он родился в 1945 году в Нью-Джерси в семье знаменитого Керка Дугласа. Все детство, как пишут его биографы, Майкл провел на съемочных площадках, где снимался его отец.

Окончив Калифорнийский университет в Санта-Барбаре, Майкл Дуглас переезжает на восточное побережье, учится актерскому делу у Стэнфорда Мейснера. Работает в нью-йоркских театрах «Нейбердекер Плейхаус», а затем «Америкэн Плэйс», не снискав себе лавров на этом поприще. Но в Голливуде он получает одну из заметных ролей в экранизации драмы Эллен Виолетт «Эксперимент». Дебют оказался удачным. И молодой актер начинает много сниматься в картинах, которые, правда, сегодня знают и помнят только большие доки в американском кино, – «Привет, герой!», «Летнее дерево», «Наполеон и Саманта». Большую популярность Майклу Дугласу принес телевизионный сериал «Улицы Сан-Франциско», а затем он неожиданно для многих круто меняет профессию, увлекается продюсерством. Создает собственную компанию «Биг Стик Продакшн» и выпускает в 1975 году картину Милоша Формана «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» по одноименному роману Кейси, который получил пять «Оскаров». Любопытно, что когда-то давно Керк Дуглас купил права на роман Кейси, но по разным причинам фильм не был снят, и с годами Дуглас-старший понял, что уже играть главную роль не сможет. Сын выкупил у него права, а роль поручил Джеку Николсону. Фильм с триумфом прошел по всему миру, «застолбив» репутацию Формана в Голливуде,

42

где не очень-то любят иностранцев…

На счету компании Майкла Дугласа еще один известный фильм – «Китайский синдром» Джеймса Бриджеса. Исполнитель главной роли Джек Леммон получил за этот фильм премию МКФ в Канне, чем М. Дуглас очень гордится.

С конца 70-х годов Майкл Дуглас опять начинает сниматься в фильмах «Кома», «Мой город». Огромный успех «Романа с камнем» Р. Земекиса побуждает его с постоянными партнерами Де Вито и Кэтлин Тернер снова сняться вместе в «Нильском бриллианте».

Но в первые ряды выдающихся актеров Голливуда его вывели «Основной инстинкт» Пола Верховена, встреченный весьма прохладно в Канне, но имевший огромный зрительский успех, а затем «Падение» Джоэля Шумахера, безусловно, лучший фильм Майкла Дугласа.

…Герой этой картины, Билл Фостер, посвятивший свою жизнь тому, что называется и в США «ВПК», оказывается не у дел – его увольняют. Он живет отдельно от жены и дочери, к которой хочет добраться на ее день рождения в тот злополучный день, когда получает расчет. Попав в дорожную пробку, Билл Фостер, взвинченный этим «стоянием», бросает машину и отправляется пешком. Дальнейшие события на этом «пути домой» накладываются друг на друга, выявляя в нем скрытые мотивы насилия и жестокости. Сначала он отбирает сумку с оружием и расправляется с нагло приставшими к нему неграми, потом с нагрубившим человеком из телефона-автомата, за которым следует расист – хозяин лавки. Билл Фостер уже привлек к себе внимание полиции, хотя инспектор Пендергаст (превосходная роль Роберта Дюваля) никак не может «вычислить» убийцу, превратившегося из мирного чиновника в угрозу обществу.

Добравшись до дома бывшей жены, он видит, что там никого нет. Но Билл знает, куда любят ходить его жена и дочь: на мол. Там он действительно найдет их, но в конце концов нарвется на пулю полицейского… В фильме прослеживается эволюция характера обывателя, который в силу самых разных обстоятельств, малых и больших, объективных и субъективных, становится убийцей. Незаметный клерк не хочет убивать, но вся окружающая его жизнь подталкивает его к этому. ►

43

► На сегодня Майкл Дуглас, безусловно, звезда первой величины. Актерская его палитра разнообразна, кажется, ему подвластны совершенно разнохарактерные роли, так естественна и одновременно артистична и завораживающа его игра. Некоторыми своими секретами, в частности, с его пониманием характера героя «Падения», Майкл Дуглас делится на страницах парижского журнала «Студио».

– Мне нравится, когда мои фильмы задевают людей. Лишь если фильмы вызывают споры, затрагивают у зрителя что-то глубоко личное, тогда они становятся областью искусства. Опасность поджидает нас, когда проблематика занимает слишком большое место и забывается сам фильм… Сценарий Эббе Роэ Смита «Падение» опирается на четкие мотивации. Он понял очень важную вещь, касающуюся сегодняшней Америки. Он понял, что мы пропали, ибо утеряли образ врага. В период «холодной войны» все было куда проще: мы знали, куда направлять свою ненависть или злобу. Страх перед коммунизмом объединял людей, особенно в Южной Калифорнии, где расположены военные заводы, предприятия НАСА. Сегодня враг повсюду. Герой фильма, представитель среднего класса, теряет ориентировку, лишившись образа врага. Общество и история вокруг него меняются, а он не в силах измениться. В стране, где богатые обогащаются, а бедные беднеют, среднему классу грозит исчезновение. Американской мечты больше не существует… Многие не захотели увидеть себя в том зеркале, которое им протянул Джоэль Шумахер. Но прессу привлек не столько сам фильм, сколько его политическая направленность. От этого можно свихнуться!.. К счастью, я верю, что мои фильмы будут смотреться и через двадцать лет, когда вся полемика уляжется и будет забыта. Когда сегодня снимаешь фильм о действительной жизни в Лос-Анджелесе, приходится обращаться к таким вопросам, как расизм, нацменьшинства, гангстеры, чтобы понять, отчего человек слетел с катушек. Сама реальность фильма носит расистский, двусмысленный характер, но отражает подлинные умонастроения людей.

Я люблю играть героев, которым зритель зачастую отказывается сопереживать. Сначала вы его заставляете переживать за своего героя, а потом, делая разворот на 180 градусов, показываете обратную сторону луны. И зритель говорит: «Куда он идет? Нет, туда я с ним не пойду». Вот чем прекрасна профессия актера! Я люблю играть с огнем. Обожаю двусмысленных героев.

укоренившихся в банальной действительности. Конечно, я мог бы всегда играть чистого и смелого героя, но это не интересно. Вам ведь известно, что я Князь Тьмы… Помнится, после «Улиц Сан-Франциско» я сыграл трех-четырех чувствительных и ясных зануд, и мой отец сказал мне: «Наступит день, когда ты станешь замечательным убийцей. Ты славный и симпатичный парень, но они обнаружат, каким ты способен быть дерьмом». И верно, многие актеры добились самого большого успеха, играя злодеев. Меня завораживает борьба добра и зла. В каждом из нас есть что-то темное, «животная» доля, которую нам мешают выявлять общество и культура. В кино все дозволено. Едва мой герой нарушает запреты, как все становится очень просто. Серая краска пропадает, остаются только черная и белая…

От других актеров меня отличает то, что я в кино еще и продюсер. Поэтому я сначала сужу о фильме в целом, а не исходя из характера роли. Только потом думаю о себе.

(После того как многие газеты обрушились с резкими статьями против «Падения», в его защиту выступил Керк Дуглас, он послал в «Лос-Анджелес таймс» письмо, в котором, в частности, написал: «Нам нужны такие полемические фильмы, чтобы поразмышлять. Я горжусь теми противоречивыми фильмами, которые сделал Майкл. В «Падении» он имеет нахальство играть расистского ублюдка из среднего класса и делает это блестяще. Я думаю: это его лучшая роль на сегодня. Фильм может вызвать у вас чувство неловкости, но он заставляет вас заглянуть глубже в нутро городского общества. Все должны посмотреть фильм дважды», – Ред.)

Я находился в Санта-Барбаре, когда прочитал письмо отца в газете. Было так мило, смешно и трогательно, что он взялся за перо, дабы прийти мне на помощь… Я много лет прожил в тени отца. Для актеров «второго поколения» требуется больше времени, чтобы утвердиться… А так как я хотел быть достоин имени отца, мне потребовалось много времени, чтобы раскрыть свой талант. Сегодня я могу наконец выбирать фильмы и не намерен лишать себя этого удовольствия. Редфорд и Ньюмен ждали, когда им будет пятьдесят лет, чтобы заняться режиссурой. Не исключено, что я поступлю так же.

Старея, я все больше ценю возможность работы с друзьями. С Джеком Николсоном, Дени Де Вито и Полем Верховеном мы ищем сюжет нового фильма…

А. ВЛАДИМИРОВ

44

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+