Сверкающие сёдла / Blazing Saddles (1974)
Другие названия: «Сияющие сёдла» / «Сёдла, осенённые лучами славы» (варианты перевода названия), «Сверкающие сёдла» Мела Брукса, или Никогда не давай саге передышку» / «Mel Brooks’ Blazing Saddles or Never Give a Saga an Even Break» (название на рекламном плакате), «Чёрный Барт» / «Black Bart», «Пурпурный шалфей» / «The Purple Sage» (рабочие названия), «Текс Икс» / «Tex X» (название сценария).
США.
Продолжительность 93 минуты.
Режиссёр Мел Брукс.
Авторы сценария Мел Брукс, Норман Стайнберг, Эндрю Бергман, Ричард Прайор, Алан Агер по сюжету Эндрю Бергмана.
Композитор Джон Моррис (номинация на «Оскар» за песню Blazing Saddles на музыку Джона Морриса и слова Мела Брукса).
Оператор Джозеф Ф. Байрок.
На «Оскар» также номинировались: Джон К. Ховард, Дэнфорд Б. Грин (монтаж).
Жанр: комедия, вестерн
Краткое содержание
В 1874-м году, в разгар старых добрых времён Дикого Запада, генеральный прокурор штата Хедли Ламарр (Харви Корман) узнаёт о планах железнодорожной компании проложить путь через населённый пункт Рок Ридж, вследствие чего должна резко вырасти стоимость окрестных земель. Он решает купить участок, принудив жителей уехать. Для этого Ламарр нанимает особо опасных преступников и отъявленных негодяев, а в город, подговорив губернатора Уильяма Дж. Лепетомэйна (Мел Брукс), направляет… чернокожего шерифа Барта (Кливон Литтл). Однако свежеиспечённый блюститель закона не желает сдаваться — и при поддержке помощника по имени Джим (Джин Уайлдер), некогда известного под именем Уэко Кид как самый быстрый стрелок в мире, берётся навести порядок.
Также в ролях: Мэдлин Кан (Лили фон Штупп, номинация на «Оскар»), Слим Пиккенс (Таггарт), Дом ДеЛуиз (Бадди Бизарр), Лиам Данн (преподобный Джонсон), Джордж Фёрт (Вэн Джонсон), Бёртон Гиллиам (Дворняга), Джон Хиллерман (Ховард Джонсон), Дэвид Хаддлстон (Олсон Джонсон), Алекс Каррас (Монго), Джек Старретт (Гэбби Джонсон), Ричард Фарнсуорт (шериф, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.11.2022
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Коммерческим лидером сезона 1974-го года стал, как известно, помпезный фильм катастроф «Ад в поднебесье», настолько престижный и дорогостоящий, что для его производства объединились две крупнейшие студии: Warner Bros. и 20th Century Fox. Однако ирония судьбы проявилась в том, что следом в чарте расположилась парочка уморительных работ Мела Брукса, обошедшихся этим же мейджорам в несколько раз дешевле. Так, производственный бюджет «Сверкающих сёдел» составил всего $2,6 млн., обеспечив кассовые сборы в размере $119,5 млн., прокатную плату – $47,8 млн.!
Комедийные вестерны, разумеется, появлялись и раньше, причём к высмеиванию мифов Дикого Запада и штампов ковбойских фильмов прикладывали руку такие талантливые комики, как Бастер Китон, Лоурел и Харди, Боб Хоуп, Дон Ноттс – и даже итальянцы Теренс Хилл и Бад Спенсер. Но столь шумный (можно сказать, безоговорочный) триумф подобного произведения, оценённого широкой публикой выше самих объектов пародии1, мог состояться, пожалуй, лишь в период ощутимого кризиса жанра. Говорят, Мел предложил отметиться в камео Джону Уэйну – тот, прочитав сценарий, отказался, хотя и добавил, что будет на премьере в передних рядах. Дерзость Брукса и команды кинодраматургов по-своему сопоставима с поисками таких новаторов, как Серджо Леоне и Сэм Пекинпа – только с переведением пришедших на смену былой романтике представлений о безжалостности и брутальности эпохи в несколько иную плоскость. Самое место вспомнить афоризм Карла Маркса о том, почему так нелепо движется история: «чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым»!
Дело не в одних лишь уморительных гэгах и шутках – вроде «похищения» Бартом самого себя на глазах у изумлённой толпы или леденящего душу признания Уэко Кида о том, что именно погрузило его в бездну беспробудного пьянства. Создатели ленты доводят типизацию до мыслимого предела, заставляя каждого персонажа, каждую деталь декорации, каждый сюжетный ход2 порождать чувство дежавю, – и в то же время переворачивают всё с ног на голову, высвечивают абсурдность действа. Что, если мудрый вождь племени сиу3 заговорит на идиш, подлый Ламарр начнёт, принимая ванну, играть в солдатиков, а сексапильная певичка Лили фон Штупп (Меделайн Кан получила номинацию на премию «Оскар»!) сама подпадёт под мужское обаяние Барта? Вместе с тем многочисленные анахронизмы (солдаты в экипировке нацистов, джаз-банд и т.п.) и прочие пародийные приёмы не оказываются самоцелью. В кульминационный момент авторы, заручившись соответствующим фабульным поворотом, окончательно сбрасывают маски, рушат картонные декорации и… переносят повествование в павильоны кинокомпании братьев Уорнеров. Так сказать, стирают грань между искусством и подлинной жизнью, нанося последний, самый увесистый удар по мифотворцам с «фабрики грёз» – и зловредный Хедли занимает ровно то место, которое ему отвела История. Только теперь, поборов целлулоидные иллюзии, можно с чистой совестью насладиться хеппи-эндом и даже пересесть с лошадей в «лимузин»…
Любопытно, что Джин Уайлдер был утверждён в последний момент, после того, как с партией не справился (именно из-за проблем с алкоголем!) Гиг Янг. А вот кандидатуру Ричарда Прайора студия утвердить Мелу Бруксу не позволила, разрешив участие скандального и, кроме того, известного пристрастием к наркотикам комика лишь в написании сценария. Тем не менее Ричард вскоре снимется в другом юмористическом вестерне, «Адьос, амиго» /1976/, а позже – составит с Джином один из самых славных тандемов в истории кинокомедии.
.
__________
1 – Бруксовский рекорд сможет побить лишь Кевин Костнер с «Танцующим с волками» /1990/.
2 – Включая лейтмотив – о притеснении честных тружеников продажным законником.
3 – Блистательная эпизодическая роль самого Брукса, также отметившегося в обличии тупого, косоглазого и любвеобильного губернатора.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий