Запах женщины / Scent of a Woman (1992)

Аль Пачино: запах «Оскара» // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 20. – С. 6-8.

Аль Пачино: запах «Оскара»

«Первые проблески зари не так нежны, как первые признаки славы», заметил Вовенарг. Аль Пачино, наверное, убедился в глубине этого наблюдения – ибо кто, как не он, испытал разные стадии знаменитости! В свои пятьдесят два он считается одним из самых замечательных актеров, которых когда-либо знала Америка. И при этом до нынешнего года он не удостаивался высшей американской кинонаграды, хотя столько раз был к ней близок. Всякий раз ему чего-то недоставало, но так часто и так досадно это бывало, что невезение с «Оскаром» уже представлялось актеру каким-то фатальным. Наконец-то в марте 1993 эта череда неудач остановлена.

В этом году Аль Пачино был выдвинут на премию сразу по двум категориям – «Лучший актер» (за фильм «Запах женщины») и «Лучшая мужская роль второго плана» (в ленте «Гленгарри Гленн Росс»). В предыдущих попытках были – по первой категории – роли в «Серпико», «Крестном отце 2», «Собачьем полдне» и «Правосудии для всех», а во второй категории – за «Крестного отца» и «Дика Трэйси».

Аль Пачино – актер милостью Божьей. Он не играет, он живет жизнью своих персонажей все двадцать четыре часа в сутки. Когда его героем является буйно помешанный (как в «Собачьем полдне») такое слияние становится почти опасным; по крайней мере, личный врач Аль Пачино определенно беспокоился. Так или иначе в ленту «Запах женщины» Аль Пачино привнес весь свой темперамент «ядерного реактора» (по выражению Сиднея Люмета), всю палитру тончайших психологических красок, которыми он так славится, все свое умение любить героя со всеми его слабостями и страдать вместе с ним, не возвышая его и не принижая, а играя во всей противоречивости чувств и состояний.

Напомним, что фильм Мартина Креста – римейк одноименной ленты Дино Ризи с Витторио Гассманом (1974). Аль Пачино сыграл роль главного героя – ветерана войны, полковника в отставке Фрэнка Слейда, лишившегося зрения. Аль Пачино сознательно отказался посмотреть первоисточник, чтобы избежать какого-либо влияния, пусть и непроизвольного, и предпочел разработать роль совершенно оригинальным способом.

По дружному мнению критики, он оказался необыкновенно убедителен в роли замкнутого, гордого и хрупкого в глубине души слепца. Эти органичность и достоверность, разумеется, не дались сами собой, а стали результатом огромной внутренней работы и тщательной подготовки. Аль Пачино встречался со множеством незрячих и за еще большим количеством их внимательно наблюдал. «Меня потрясло, – отмечал он, – что все слепые настолько разные. У каждого свой способ жить и бороться со своей бедой. Потом я читал много книг о слепых, которые тоже дали мне массу материала. И еще я много тренировался. Это было самым трудным: научиться каждую секунду вести себя так, как будто ты не видишь. Наконец я стал делать это бессознательно».

Съемки картины «Запах женщины» не всегда доставляли удовольствие. В одной из сцен Пачино должен был переходить через улицу, в то время как мимо него буквально проносились в нескольких сантиметрах около сорока машин. Разумеется, за рулем были профессиональные каскадеры, но актер был в ужасе. «Я думал о моей дочери и о своей ответственности перед ней», – объясняет он. В конце концов Брест уговорил его сняться в рисковом эпизоде, проиграв сам несколько раз эту сцену. «Больше это никогда не повторится!» – объявляет сегодня Пачино, усмехаясь. А когда у него спрашивают, чем он может гордиться в этом фильме, он, не колеблясь, отвечает: «Тем, что закончил его. Как говорил Лоуренс Оливье, самый лучший миг для

6

актера – это когда он может поднять бокал после окончания спектакля».

Пережитое на съемках фильма навело Пачино на мысль о более спокойных проектах. «Прежде всего, я хочу погрузиться в классику: Чехов, Шекспир, Эмили Дикинсон… Я все время мечтаю об этом. Затем я хочу поставить экспериментальный фильм о профессии актера. Небольшой фильм, продюсером которого буду я сам, и который не поступит в коммерческий оборот». (Пачино воспользовался своей поездкой по Европе в связи с прокатом «Запаха женщины», чтобы договориться на этот счет с несколькими актерами в Париже и Лондоне). Для Пачино это будет не первый опыт режиссуры – у него за плечами лента «Последний стигматик» (Local Stigmatic). Снятый втайне и переделываемый в течение десяти лет, он был показан только в Музее Современного искусства в Нью-Йорке в 1989 году. «После такого «большого» фильма, как «Запах женщины» я предпочитаю снимать более камерные вещи, более личные. Это важно для моего равновесия», – говорит Аль Пачино. Слушая его, сразу понимаешь, что эти «личные» работы имеют для него огромное значение, как будто актер нашел средство сохранить свой внутренний мир, оставив за дверью планы Голливуда, иногда очень животрепещущие.

Перевела Е. Болдырева.

По материалам французской печати

8

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+