Жажда смерти / Death Wish (1974)

Сергеев К. Чарлз Бронсон // Видео Дайджест. – 1989, № 2. – С. 53-55.

ЧАРЛЗ БРОНСОН

Американский актер Чарлз Бронсон вот уже тридцать лет пользуется популярностью у зрителей. Срок немалый! Конечно, он не претендует на лавры Пола Ньюмена или Роберта Де Ниро. И даже Клинт Иствуд, другой мастер вестернов, гангстерских фильмов, триллеров, всегда опережал Чарлза Бронсона в актерском рейтинге славы. Но, безусловно, Ч. Бронсон – крепкий профессионал, «tough guy», как говорят американцы, то есть «крутой парень».

Он прославился еще в 1960 году как один из «Великолепной семерки» фильма Дж.

53

Стерджеса, а до этого девять лет снимался преимущественно в приключенческих картинах, в том числе у известных режиссеров Г. Хатауэя, Р. Олдрича, С. Фуллера, Р. Кормана, оставаясь как бы в тени. Поначалу Чарлз Бронсон выступал под фамилией Бучински, отбросив последнюю букву «с», говорившую о его литовском происхождении. Но и в этом случае трудно было обратить на себя внимание американских зрителей, всегда придающих значение звучности актерского имени.

Вообще судьба Ч. Бронсона не была легка, как может показаться на первый взгляд, если судить по его решительным, энергичным, добивающимся удачи, несмотря ни на что, героям. Сын иммигранта, родившийся в Америке в 1920 году в маленьком шахтерском поселке Эренфилд, штат Пенсильвания, будущий «супермен» Бронсон прошел суровую жизненную школу. С 18-ти лет он вместе с отцом работал на шахте, затем был шофером грузовика, позже занялся профессиональным боксом. И лишь в 1950 году, в возрасте тридцати лет (довольно поздно для актера), дебютировал в кино. Трудности жизни сформировали сильный, непреклонный, упорный характер. В героях Ч. Бронсона есть жизненная основательность, укорененность, прочность. Они привыкли сами, порой в одиночку, творить справедливость, не полагаясь ни на кого, как это наиболее явно выражено в фильме «Жажда смерти» (1974, реж. М. Уиннер) и в последовавших менее удачных продолжениях («Жажда смерти» II – 1981, III – 1985, IV – 1987) и других похожих картинах. Эти герои способны на благородство, готовы выступить на защиту людей, нуждающихся в помощи, слабых (лучше всего данный мотив разработан в лентах «Великолепная семерка», «Однажды на Диком Западе», 1968, реж. С. Леоне). Их отличают верность мужской дружбе, стойкость в самых тяжелых испытаниях, например в годы войны («Большой побег», 1963, реж. Дж. Стерджес, «Грязная дюжина», 1967, реж. Р. Олдрич). Но и не очень привлекательные персонажи, включая безжалостных полицейских, насаждающих законность и порядок силой кулака или оружия, сыгранные Чарлзом Бронсоном в целом ряде гангстерских фильмов, «боевиков» («Пассажир дождя», 1969, реж. Р. Клеман, «Механик», 1972, «Хладнокровный убийца», 1973, оба – реж. М. Уиннера, «За десять минут до полуночи», 1982, «Зло, которое творят люди», 1983, «Закон Мерфи», 1986, все – реж. Дж. Ли Томпсона), все-таки убеждают достоверностью, правдивостью характеров. Покоряет зрителей и отличная спортивная форма, которую сохраняет актер накануне своего семидесятилетия, прозванный почитателями «old stone face», что можно приблизительно перевести так: «старина, у которого ни один мускул на лице не дрогнет».

Ч. Бронсон пытался время от времени выйти за пределы своего амплуа, играл в семейных драмах («Кулик», 1965, реж. В. Миннелли, «Предназначено на слом», 1966, реж. С. Поллак) и даже в любовных историях («Твинки», 1969, реж. Р. Доннер), но безуспешно. Малоудачны его пробы и в жанре социальных и политических драм («Показания Валакки», 1972, реж. Т. Янг, «Мистер Мэджестик», 1974, реж. Р. Флейшер, «Акт возмездия», 1985, реж. Дж. Маккензи). Кстати, в последней ленте, вышедшей недавно в советский прокат, актер, исполнив роль Джока Яблонски, реального деятеля шахтерского профсоюза, отдал, по его собственным словам, дань признательности тем людям, с которыми вместе вырос. В ленте «Нападение на Энтеббе» (1976, реж. И. Кершнер) он сыграл одного из израильских «коммандо», совершивших дерзкую операцию по освобождению заложников в аэропорту столицы Уганды.

54

В картине «Телефон» (1977, реж. Д. Сигел) актер предстал в облике… советского шпиона, обязанного организовать ряд диверсий в Америке. В фильме «Убийство» (1987, реж. П. Хант) Ч. Бронсон исполняет роль агента спецслужбы, охраняющего жену американского президента, с которой уже произошло несколько странных «несчастных случаев», похожих на покушения.

Впрочем, не эти картины определяют положение, которое занял Чарлз Бронсон в приключенческом кино по обе стороны океана. Как бы снобистски ни относились некоторые критики к фильмам с напряженным развитием действия, занимательной интригой, зрители всегда с благодарностью встречают картины, позволяющие разрядиться, провести полтора-два часа вместе с «настоящими героями», мужественными защитниками справедливости – хотя бы на экране. Персонажи Ч. Бронсона – из числа таких «современных Робин Гудов».

Конечно, жаль, что актеру редко везет на хороших режиссеров. Постоянное сотрудничество с Т. Янгом, М. Уиннером, Дж. Ли Томпсоном почти не дало значительных результатов. А работа с такими мастерами, как С. Леоне, Р. Олдрич, Р. Клеман, У. Хилл (у последнего Ч. Бронсон сыграл в своеобразной «гангстерской сказке» под названием «Трудные времена»), была все-таки делом случая. За редкими исключениями являлось неоправданным и желание актера сниматься вместе со своей женой Джилл Айрленд, выбирать фильмы с непременным довеском к сюжету в виде любовной линии. С другой стороны, можно оценить по достоинству эту единственную «слабость» Чарлза Бронсона, в отличие от многих звезд оказавшегося более постоянным в супружеской жизни.

К. Сергеев

55

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+