Клуб «Коттон» / The Cotton Club (1984)

Клуб «Коттон» / The Cotton Club (1984): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Коттон Клаб» / «Коттон-клуб» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 127 минут.

Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола (номинация на «Золотой глобус»).

Авторы сценария Уильям Кеннеди, Фрэнсис Форд Коппола по сюжету Уильяма Кеннеди, Фрэнсиса Форда Копполы и Марио Пьюзо.

Композитор Джон Барри.

Оператор Стивен Голдблатт.

На «Оскар» номинировались: Ричард Зилберт, Джордж Гейнс (художники-постановщики), Барри Мэлкин, Роберт Кью. Ловетт (монтаж).

Жанр: криминальный фильм, драма, музыкальный фильм

Краткое содержание
Одарённый трубач Дикси Дуайер (Ричард Гир), приглашённый на закрытую вечеринку Голландцем Шульцем (Джеймс Ремар), волей случая спасает жизнь знаменитому гангстеру — и тот объявляет, что является его должником. Музыкант не желает ввязываться в преступные дела, но уже поздно: у Шульца получает работу Винсент (Николас Кейдж), родной брат Дикси. Кроме того, у Дуайера завязываются романтические отношения с Верой Сисеро (Дайан Лэйн), избранницей Голландца. Над головой джазмена начинают сгущаться тучи, однако судьба преподносит ему щедрый подарок.

Также в ролях: Грегори Хайнс (Сандмен Уильямс), Лонетт МакКи (Лайла Роуз Оливер), Боб Хоскинс (Оуни Мэдден), Аллен Гарфилд (Аббадабба Берман), Фред Гуинн (Френчи Де Мандж), Том Уэйтс (Ирвинг Старк), Джулиан Бек (Сол), Гвен Вердон (миссис Тиш Дуайр), Дженнифер Грей (Пэтси Дуайр), Морис Хайнс (Клэй Уильямс), Лоуренс Фишбёрн (Бампи Роудс), Джо Даллесандро (Чарли Лучано), Телма Карпентер (Норма), Ларри Маршалл (Кэб Кэллоуэй), Новелла Нельсон (Мадам Клэр), Джон П. Райан (Джо), Уинонна Смит (Уинни), Дайан Венора (Глория Свенсон), Вуди Строуд (Холмс), Эд О’Росс (Монк), Джеймс Руссо (Винс Гуд), Леонард Термо (Дэнни), Билл Коббс (Большой Джо Айсон), Гленн Уитроу (Эд), Зейн Марк (Дюк Эллингтон), Винсент Джерман-Джероза (Джеймс Кэгни), Грегори Розакис (Чарли Чаплин), Марк Коппола (Тед Хьюзинг), София Коппола (ребёнок на улице, в титрах как Domino), Валери Петтифорд (танцовщица), Марио Ван Пиблз (танцовщик).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.08.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Клуб «Коттон» / The Cotton Club (1984): кадр из фильма
Зажигательный танец в клубе

Идея фильма родилась у продюсера Роберта Эванса, который, вдохновившись книжкой с картинками «Клуб «Коттон» /1977/ Джеймса Хаскинса, договорился о написании сценария с Марио Пьюзо, намереваясь осуществить постановку лично. Судя по всему, версия именитого беллетриста показалась слабоватой – и был привлечён (наряду с другим известным романистом1, Уильямом Кеннеди) Фрэнсис Форд Коппола. Шаг казался логичным, если вспомнить о триумфе двух частей «Крёстного отца» /197274/, к созданию которых Роберт являлся до определённой степени (пусть и без указания в титрах) причастным. Более того, имя легендарного режиссёра, вскоре давшего согласие (отчасти – в надежде компенсировать сразу несколько финансовых неудач с собственными картинами) реализовать проект, позволило привлечь серьёзных инвесторов: владельцев казино из Лас-Вегаса, торговца оружием с Ближнего Востока и других колоритных личностей. Правда, препирательства по поводу росших пугающими темпами (с изначальных $13 млн. до $58 млн., а по некоторым данным – аж до $65 млн.!) производственных расходов усугубляли бесконечные ссоры Копполы с Эвансом, вмешивавшимся в съёмочный процесс. В итоге относительно неплохих ($25,9 млн. в национальном прокате) кассовых сборов оказалось совершенно недостаточно, да и о рождении шедевра, даже о неординарном достижении в криминальном кинематографе говорить решался мало кто. Между прочим, показателен и всё-таки скромный приём «Клуба «Коттона» советскими кинозрителями, отдавшими в «перестроечных» 1989-90-х явное предпочтение другим жанровым образчикам: «Однажды в Америке» /1984/ и «Замужем за мафией» /1988/.

Клуб «Коттон» / The Cotton Club (1984): кадр из фильма
Трубач и кинозвезда

Честно говоря, немного досадно за авторов, которые были вправе рассчитывать на громкий художественный резонанс. С одной стороны им сложно предъявить претензии в грубом нарушении сложившихся канонов и традиций – и линия, связанная с нелегальным бизнесом Шульца, с бесконечным выяснением отношений с конкурентами, с борьбой за раздел сфер влияния в Гарлеме и т.д., выдержана безупречно. Особенно убедителен британец Боб Хоскинс в обличии Мэддена, пользующегося непререкаемым авторитетом за то, что умеет заставить главарей организованных преступных группировок, подавив взаимную ненависть, найти компромисс за столом переговоров. Но с другой – недаром же говорится, что делу время, а потехе час. Принадлежащий Оуэну респектабельный клуб «Коттон», куда не пускают (точнее, поначалу не пускали) темнокожих посетителей, притом что артистами являлись афро-американцы, на поверку решал не менее важные задачи. Здесь можно усмотреть хлёсткий выпад в адрес психолога Абрахама Харольда Маслоу с пресловутой Пирамидой потребностей, тем более что Мэдден замечательно формулирует собственное – и себе подобных персон – кредо: «В соседней комнате, джентльмены, лучшая еда, выпивка и девочки, доступные по любой цене в Нью-Йорке. (…) И попробуйте запомнить: мы упорно работаем для того, чтобы жить, как короли!» Коппола определённо убеждён, что на поверку за этим кроется нечто большее. Уже в упоминавшемся выше «Крёстном отце» возникал мотив тесных связей мафии с отдельными голливудскими деятелями. На сей же раз дело не только в посещении развлекательного заведения Чарльзом Чаплином и Джеймсом Кэгни или даже – в успешной карьере Дуайера, замеченного Глорией Свенсон и быстро нашедшего себя на «фабрике грёз» в ролях жестоких преступников, ловко копируя манеры Шульца. На поверку само существование Америки, неважно – переживающей период Просперити или ввергнутой в пучину Великой депрессии, завязано на мощную индустрию развлечений, на всепроникающую массовую культуру с непременным буйством красок, звуков, образов. Кажется, ещё чуть-чуть – и будут восприниматься явлениями одного порядка, допустим, музыкально-танцевальные номера2 и кровавые разборки. Неслучайно закрадывается подозрение, что финал слишком благостен, чересчур напоминает сбывшуюся мечту или развязку сказки, чтобы выглядеть типичным хеппи-эндом. Режиссёр с иронией, но и не без тревоги намекает на то, что привычное «общество спектакля» стремительно видоизменяется (развивается? мутирует?), всё настойчивее приобретая черты общества безостановочного, нескончаемого шоу.

.

__________
1 – Получил в 1984-м году Пулитцеровскую премию за «Чертополох» /1983/, который вскоре экранизирует Эктор Бабенко.
2 – Отдельно выделим братьев Грегори и Мориса Хайнсов, демонстрирующих высокое искусство чечётки.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
С миру по нитке // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 4. – С. 11.
Самсонов Георгий. Американский жиголо или ироничный джентльмен с хорошенькой женщиной // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 5. – С. 25-28.
Кудрявцев Сергей. Необузданный Кейдж // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 15. – С. 18-22.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+