Гамлет / Hamlet (1990)

Кудрявцев Сергей. Австралийский призрак принца Гамлета // Видео-Асс Премьер. –1992, № 10. – С. 38-41.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ВИДЕО-АСС»

АВСТРАЛИЙСКИЙ ПРИЗРАК ПРИНЦА ГАМЛЕТА

Для многих было неожиданным известие о том, что итальянский режиссер Франко Дзеффирелли для своего нового фильма «Гамлет» пригласил на роль принца Датского «крутого парня» Мела Гибсона. Эта роль, о которой мечтают, наверное, все актеры мира в разные века, никак не ассоциируется у миллионов зрителей с привычным имиджем актера.

Гибсон родился в Америке, живет в Австралии, снимается в Голливуде. Его помнят как «безумного Макса» или безжалостного, и тоже как бы психически неуравновешенного, полицейского Мартина Риггса из двух серий «Смертельного оружия». Работы М. Гибсона в фильмах «Текила Санрайз», «Птичка на проводах» и «Эр-Америка» лишь добавляют штрихи к полюбившемуся зрителям образу «одинокого волка», борющегося с непредсказуемой фортуной, с непредвиденными обстоятельствами авантюрной жизни. К тому же романтический «модус вивендус» непримиримого борца за справедливость счастливо сочетается с внешним привлекательным обликом актера (не случайно Мел Гибсон числится по опросам среди первых «красавцев мира»).

Все в нем как нельзя лучше

38

соответствует требованиям для исполнителя ролей благородных героев, «рыцарей без страха и упрека», загадочных вершителей правосудия из произведений о рыцарях «плаща и шпаги». И вдруг – такая резкая смена амплуа.

Мел Гибсон изъясняется высоким шекспировским стилем в знаменитой трагедии. Однако, наверное, можно найти что-то общее в личности самого актера и его героя. Вспомним, принц Датский возвращается в свое королевство после долгого отсутствия, студенческих лет, проведенных в Гейдельберге и в странствиях по миру. Тридцатичетырехлетний Мел Гибсон (он родился в январе 1956 года в Пикшилле, в штате Нью-Йорк) вполне мог бы стать современным Гамлетом, вернувшимся на родину через шестнадцать лет. Эти годы актер провел далеко от Америки, на пятом континенте, учился в Национальном институте драматического искусства в Сиднее, снимался в телефильмах, ощутил первый успех после ролей в «Безумном Максе», а также в картинах П. Уэйра «Галлиполи» и «Год опасной жизни».

Приехав в 1984 году в США, Мел Гибсон не стал подчиняться чужой воле (опять отсыл к Гамлету – «на мне нельзя играть») н угождать запросам охочей до развлечения публики. Он стремился к созданию сильных характеров, психологически неоднозначных персонажей. И, между прочим, первый из фильмов в США, «Река», социально-психологическая драма из жизни американских фермеров, оказался поудачнее исторической мелодрамы «Миссис Соффел» и авантюрно-романтической ленты «Баунти» (у нас в прокате – «Мятежный корабль»).

Независимость поведения Мела Гибсона и в жизни, и в искусстве удивительна. Ведь даже после огромного успеха в «полицейских боевиках», став одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда, он не собирался навсегда оставаться в США, постоянно возвращаясь к своей семье в Австралию, не забывал театра, где, кстати, в молодости играл и в шекспировском репертуаре («Ромео и Джульетта»), и в «пьесах абсурда» («В ожидании Годо»). Поэтому приглашение Ф. Дзеффирелли можно считать наградой Мелу Гибсону за стоическое, упорное, невозмутимое отстаивание суверенности своей личности, неподвластность стереотипам и правилам существования «кинозвезды».

Конечно, актеру отчасти приходится идти на компромиссы, поддаваться уловкам современных клавдиев. Тем не менее, смею предположить, быть может, с небольшой натяжкой, что в лучших «боевиках» («Безумный Макс» и «Безумный Макс II» Дж. Миллера, «Смертельное оружие» и «Смертельное оружие II» Р. Доннера) и в ряде драм («Галлиполи», «Год опасной жизни» П. Уэйра, «Река» М. Райделла) герои Мела Гибсона решают вполне гамлетовский вопрос: «быть или не быть», разумеется, на неизмеримо ином, не столь трагическом уровне бытия. В выборе Ф. Дзеффирелли был, конечно, трезвый, беспроигрышный расчет, что поклонники Мела Гибсона все-таки пойдут взглянуть на своего любимца в роли Гамлета, даже если им нет дела до Шекспира. Вероятно, режиссер – опытный специалист по классике театра и оперы, ломимо всего, открывший для кино несколько молодых актеров, прозорливо почувствовал, что нынешнему зрительскому сознанию будет близок типично гибсоновский, чуть-чуть не от мира сего персонаж, играющий со смертью или, по воле судьбы, находящийся рядом с ней, в опасной ситуации.

Во всех своих ролях Гибсон – на волосок от смерти. Полицейский Макс ведет жестокую борьбу с дорожными бандами почти

39

сумасшедших отщепенцев на мотоциклах и автомобилях накануне и после третьей мировой войны («Безумный Макс»). Блюститель закона, который не избавился от «вьетнамского синдрома», лихо, с риском для жизни, исступленно гоняется за дельцами наркобизнеса («Смертельное оружие»). Под постоянным обстрелом на земле и в небесах, в шаге или в секунде от смерти живут герои Мела Гибсона из фильмов «Текила Санрайз», «Птичка на проводах», «Эр-Америка». Солдаты Первой («Галлиполи») и Второй («Солдаты из отряда Зед») мировых войн призваны выжить или умереть на поле брани. И журналист из «Года опасной жизни», и фермер в «Реке», и даже считающийся слабоумным Тим из одноименной ленты испытываются на прочность характера и просто на выживание в близком присутствии смерти, будь то попытка переворота в Индонезии, наводнение или потеря родных.

Шпага, отравленная ядом, неминуемо должна была настигнуть Гамлета, посмевшего вопреки смерти, но в согласии с совестью и долгом связать «распавшуюся связь времен». Смертельное оружие пронзает того, кто, не сознавая обмана, владел им. Прочерченная пунктиром актерская тема Мела Гибсона трагически разрешается в «Гамлете». Нет большего счастья для актера, чем возможность сыграть в знаменитой трагедии Шекспира, замкнуть в ее «высоковольтной дуге» напряжение собственных помыслов и поисков и стать, хотя бы ненадолго, не просто «кумиром», но и выразителем подспудных настроений времени.

«Гамлет» – удача в биографии Мела Гибсона. Независимо от достоинства или недостатков фильма эта роль позволила акте-

40

ру наконец-то максимально, с полной самоотдачей реализовать себя и ретроспективно высветить то, что уже зрело в прежних работах, ждало своего истинного «звездного часа». Гамлет умер, пал жертвой идеального желания изменить неидеальный мир. Другие «дуэлянты со смертью», которых, видимо, еще предстоит сыграть Мелу Гибсону, вряд ли познают такой скорбно-мудрый финал. Трудно быть актером, мечтая всю жизнь о Гамлете. Еще труднее, побывав однажды им, постараться быть хотя бы «призраком Гамлета» и дальше.

Сергей КУДРЯВЦЕВ

41

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+