Гибель богов / La caduta degli dei (Götterdämmerung) (1969)

Гибель богов / La caduta degli dei (Götterdämmerung) (1969): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Гибель Богов» / «La caduta degli Dei» (Италия), «Закат Богов» / «Il Tramonto degli Dei» (Италия), «Проклятые (сумерки богов)» / «Die Verdammten (Götterdämmerung)» (ФРГ), «Проклятые» / «The Damned» (международное англоязычное название), «Проклятые» Лукино Висконти» / «Luchino Visconti’s The Damned» (США: название на рекламном плакате) / «Luchino Viscontis Die Verdammten» (ФРГ: название на рекламном плакате).

Италия, ФРГ.

Продолжительность 156 минут.

Режиссёр Лукино Висконти.

Авторы сюжета и сценария Никола Бадалуччо, Энрико Медиоли, Лукино Висконти (номинация на «Оскар»).

Композитор Морис Жарр.

Операторы Паскуале де Сантис, Армандо Наннуцци.

Жанр: драма

Краткое содержание
Барон Иоахим фон Эссенбек (Альбрехт Шёнальс), глава аристократической фамилии сталелитейных магнатов, приглашает отпраздновать день своего рождения людей из ближайшего окружения: младшего сына Константина фон Эссенбека (Рейнхард Кольдехоф), видного члена НСДАП, с собственным отпрыском Гюнтером (Рено Верлэ); внучатую племянницу Элизабет (Шарлотта Рэмплинг) с мужем Гербертом Тальманом (Умберто Орсини), придерживающимся либеральных взглядов и занимающим пост вице-президента концерна; вдову другого, старшего сына Софи фон Эссенбек (Ингрид Тулин) с наследником Мартином (Хельмут Бергер, номинация на «Золотой глобус») и любовником Фридрихом Брукманном (Дерк Богард), по совместительству исполнительным директором заводов; наконец, кузена Софи — хауптштурмфюрера СС Ашенбаха (Хельмут Грим). А между тем в Берлине происходит событие, навсегда изменившее ход немецкой, да и мировой, истории, — поджог Рейхстага…

Также в ролях: Флоринда Болкан (Ольга), Нора Риччи (гувернантка), Ирина Ванка (Лиза Келлер), Карин Миттендорф (Тильда Тальман), Валентина Риччи (Эрика Тальман), Вольфганг Хиллингер (Янек), Эстер Карлони (Маделина).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.01.2015

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Гибель богов / La caduta degli dei (Götterdämmerung) (1969): кадр из фильма
Всё чинно, благородно

Фильм начинается с заверений авторов в том, что показанные события являются вымышленными, а любые сходства с подлинными людьми, здравствующими или покойными, – случайны. Казалось бы, ничем не примечательная, дежурная фраза. Но почему Лукино Висконти не поместил её, вопреки обыкновению, мелким шрифтом где-нибудь в заключительных титрах? Почему предуведомление, выведенное под экспрессивно-патетичную музыку, на фоне огненно-красных потоков расплавленной стали, воспринимается дерзким вызовом?.. Разумеется, продюсеры не желали судебных исков со стороны подлинных финансово-промышленных магнатов, благополучно переживших падение Третьего рейха и продолжавших определять высокую политику в ФРГ. Вместе с тем намеренное заострение внимания аудитории на традиционной для кинематографа и литературы оговорке, вступающей в вопиющее противоречие со знаниями истории даже на уровне средней школы (кто не слышал про поджог Рейхстага или Ночь длинных ножей, реконструированные на экране?!), вызывает противоположный эффект – и прозрачные намёки прочитываются легко и однозначно. Например, несложно обнаружить заложенную в гордую, аристократическую фамилию параллель с городом Эссен, резиденцией Круппов, состояние которых было также связано с выплавкой стали и колоссальными госзаказами на вооружения, или по ассоциации с кульминационной свадебной церемонией – вспомнить фотографии другого «торжественного» обряда венчания, осуществлённого полубезумными Адольфом Гитлером и Евой Браун под аккомпанемент накрывавших Берлин бомб и снарядов. Это само по себе наводит на глубокомысленные размышления, заставляя задуматься о той незримой и изменчивой грани, где заканчивается внутрисемейное, частное, личное – и начинается всеобщее, общественно значимое…

Гибель богов / La caduta degli dei (Götterdämmerung) (1969): кадр из фильма
Нет людей — нет проблем

Чуть раньше Михаил Ромм в «Обыкновенном фашизме» /1965/ исчерпывающе обрисовал политэкономические предпосылки приведения на вершину власти лидера НСДАП, получившего щедрую моральную, организационно-информационную и, главное, материальную поддержку от владельцев ведущих немецких (транснациональных?) монополий – и сполна расплатившегося со «спонсорами» за годы управления страной. В трактовке Висконти (вместе с соавторами Николой Бадалуччо и Энрико Медиоли выдвигался на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий) нет противоречия с точкой зрения советского коллеги и, тем более, расхождений в нравственных оценках. Великий итальянский режиссёр, на седьмом десятке лет поразивший силой таланта, убедительностью и масштабом художественного анализа, раскрывает ход тех же самых процессов изнутри – не зафиксированных в официозной кинохронике, а, условно говоря, протекающих за закрытыми дверями роскошных особняков. Имели ли место конфиденциальные совещания, завершавшиеся тайными сговорами с принимаемыми на себя финансовыми обязательствами? Безусловно. Но гораздо важнее и показательнее логика развития растворённых в повседневной жизни и как бы случайных событий, постепенно, малыми дозами подталкивавших к идее о благотворности национал-социалистической идеологии, обещающей колоссальный потенциал во всех сферах. Отметим тонкую деталь: Ашенбах1, кажется, и не стремится к прямому диктату над именитыми родственниками, изощрённо, по-мефистофельски играя на существующих противоречиях во взглядах и интересах, на их внутренних слабостях, простительных или же предосудительных страстях. Зачем прибегать к средствам террора там, где проще чужими руками совершить убийство патриарха, а затем, выставив себя в благоприятном свете, всё равно предать казни оклеветанного Тальмана? Зачем вносить дезорганизацию и вызывать недовольство деловых людей, если есть возможность прельстить юного наследника клана, ещё колеблющегося и терзающегося из-за собственных патологических наклонностей, возможностью легально2 и практически открыто удовлетворять низменные инстинкты?.. Расправа над коричневорубашечниками Эрнста Рема, шокировавшая обывателей смесью жестокости с кажущейся абсурдностью мотивировок, на деле послужила публичным актом, сплотившим хозяев и исполнителей невидимыми крепкими узами, ставшим залогом круговой поруки единомышленников, освятившим пролитой кровью их взаимную (по сути, диалектическую) связь.

Гибель богов / La caduta degli dei (Götterdämmerung) (1969): кадр из фильма
Безумие подкрадывется

Название способно напомнить знаменитую философскую максиму Фридриха Ницше, тем более что Ашенбах воспринимается чуть ли не самим воплощением белокурой бестии, а Мартин, удовлетворённо взирая на страшное зрелище и выбрасывая вверх правую руку, доказывает, что окончательно и бесповоротно превратился в «сверхчеловека». Однако принципиальнее, на мой взгляд, перекличка с одноимённой заключительной частью оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Надменные и могущественные боги, превознесённые нацистами в качестве выразителей чистого и непоколебимого арийского духа, становятся, подчинив своей воле стихии, заложниками тех сил, которыми овладевают – и приближают собственную гибель. Даже если бы Висконти не упоминал в интервью об огромном влиянии шекспировского наследия3, параллели с классической драматургией (вплоть до античных трагедий) всё равно бы не вызывали сомнений. Хотя бы по той причине, что кинематографист многозначительно игнорирует специфику новейшего времени, номинально разграничившую родовую преемственность и большую политику… Пока рядовые бюргеры методично вырывались из собственных «ячеек общества», сливаясь в аморфную массу (вспомним, как толпа студентов задумчиво смотрит на книги, швыряемые в костёр во дворе института), влиятельные кланы по-прежнему остаются оплотом традиционного семейного уклада – и логично, что именно там развёртывается нешуточная борьба за власть, по всем правилам завершающаяся реками крови и горами трупов. Безупречное, отточенное оперными постановками чувство ритма режиссёра, резко усиленное блистательной работой сразу двух выдающихся операторов, Джузеппе Де Сантиса и Армандо Наннуцци, производит гипнотизирующее, завораживающее воздействие – однако в противоположном смысле, чем в документально-пропагандистских работах Лени Рифеншталь. Метафора грандиозной переплавки (даже не перековки!) – подобно стали – души целого народа обретает мрачные, почти апокалипсические обертоны и вместе с тем взывает к разуму, к чувствам, ко всему человеческому в зрителе, предупреждая соблазн поддаться сладости фашистского декаданса тем, что, хочется сказать, принудительно заставляет задуматься о неизбежных последствиях. О проклятии. О моральной и следом – мучительной физической гибели.

Гибель богов / La caduta degli dei (Götterdämmerung) (1969): кадр из фильма
Страшная свадьба

По иронии судьбы, «Проклятые» (такой заголовок ленте присвоили в англоязычных странах) получили максимально строгие цензурные ограничения в США – но оказались первым фильмом с рейтингом «X», показанным по национальному телевидению, пусть и в варварски сокращённом виде в позднее время суток. А вот в Италии картину, к чести соотечественников Висконти, ждал бурный успех (6,187 миллионов проданных билетов, свыше ITL2 млрд. выручки), обеспечив «Гибели богов» пятое место по итогам прокатного сезона 1969-70-х годов.

.

.

__________
1 – Что дословно означает ‘поток пепла’, но помимо этого очевидно созвучие фамилий.
2 – Эсэсовец великодушно разъясняет, что по новым законам Мартин, повинный в смерти девочки еврейского происхождения, даже не совершил преступления.
3 – По некоторым данным, проекту предшествовал нереализованный замысел экранизировать «Макбета», перенеся действие в современность.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art


Второй и третий фильмы «немецкой трилогии»:
Смерть в Венеции / Morte a Venezia / Mort à Venise (1971)
Людвиг / Ludwig (1972)


Материалы о фильме:
Боброва О. Италия // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 1. – С. 12-14.
«Проклятые» // Ровесник. – 1970, № 06. – С. 12.
Ярополов Е. Конвейер грёз // Ровесник. – 1970, № 12. – С. 16-17.

Материалы о фильме (только тексты):

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+