Циники / Tsiniki (1991)

Пинский Б. Первое дитя «Кинотавра» // Экран. – 1992, № 01. – С. 28.

продаём, покупаем

ПЕРВОЕ ДИТЯ «КИНОТАВРА»

Проведен первый независимый кинорынок отечественных фильмов в рамках фестиваля «Кинотавр».

Необычайный прежде всего тем, что сегодня отечественных фильмов днем с огнем не найдешь на экранах кинотеатров. А также тем, что рынок этот – дитя «Кинотавра», недавно появившегося, но уже хорошо зарекомендовавшего себя фестиваля. И еще тем, что первый кинорынок мог стать и последним, как заявили сами его создатели. Но, похоже, не стал.

Огорчу тех, кто ждет итогов торговли: кто сколько и почем продал, з каких регионах увидят те или иные картины. Таких сведений они в этих заметках не найдут. Во-первых, прежде чем заключать контракт, кинопрокатчики должны отсмотреть всю программу, поэтому большинство договоров заключается уже после завершения кинорынка. А во-вторых, на нашем неорганизованном кинобазаре с его неопределенным общим уровнем цен и расплывчатыми критериями оценок картин все превращается в «коммерческую тайну». Невозможно узнать, ни с кем ведутся переговоры, ни что именно продается: число копий или право проката на тот или иной регион, право распоряжения или аренда. А коммерческие тайны мы научились хранить свято (не в пример иным государственным).

И все же некоторые выводы можно сделать. Например, о том, что третьесортной американской киностряпни мы уже «наелись», и все больший интерес кинопрокатчиков вызывают отечественные фильмы. В этом и сами они признавались откровенно, и число покупателей говорит само за себя – более трехсот. К сожалению, остается низкий общий уровень картин – собранные вместе, они наглядно это демонстрируют. Из почти пятидесяти лент серьезного внимания заслуживают лишь несколько: «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, «Милый Эп» Олега Фомина. «Изгой» Владимира Савельева. «Катафалк» Валерия Тодоровского, «Циники» Дмитрия Месхиева, «Арифметика убийства» Дмитрия Светозарова, еще 2–3, не больше. По неясным причинам на рынке не было представлено ни одной картины из призеров фестиваля «Кинотавр»: ни «Пегий пес…» Карена Геворкяна, ни «Облако-рай» Николая Досталя, ни «Чернов…» Сергея Юрского… Ни одной. То ли их уже успешно реализовали, то ли хозяев не очень интересует их судьба. Даже «Чокнутых» Аллы Суриковой, заявленных для участия, так и не прислали.

Еще одно наблюдение. Похоже, наше кино начинает избавляться от безнадежной «чернухи» последних лет. Разнообразнее стали жанры. Появились комедии. И хотя жанровые границы большинства произведений, как всегда у нас, размыты, можно попытаться подсчитать, каких было сколько. Было показано 13 остросюжетных фильмов – в основном детективы и «полицейские» ленты. Сказка, фантастика, мистика – всего 4 фильма, причем два из них – экранизации рассказов А. К. Толстого «Упырь» и «Семья вурдалака». Три картины откровенно заявлены как мелодрамы. а давно ли мы как огня боялись такого жанрового определения? Было аж девять комедий, хотя некоторые из них – с элементами детектива, мистики и еще Бог знает чего… Остальные – в традиционном для нас жанре драмы, хотя и здесь акцент все больше смещается от социальных и политических проблем в область человеческих отношений, кинематографисты часто обращаются к литературным источникам, в том числе к классике.

Все это, бесспорно, радует, вселяет надежду независимо от профессионального уровня создателей фильмов: профессия придет, не может не прийти, раз уж режиссеры и сценаристы начали ставить перед собой серьезные творческие задачи.

И еще один важный итог, к которому подвел кинорынок. Необходимо создать цивилизованную форму купли-продажи фильмов. О том, какой ей быть, спорили долго, до хрипоты, несколько дней. Не затихли споры и до сих пор. Но все же решение сформировалось: кинобиржа и параллельно торговый дом, где будут продаваться как биржевые, так и небиржевые товары и услуги: фильмы и сценарии, аппаратура и материалы, производственные и творческие группы, съемочные павильоны и информация. Протокол о намерениях подписали представители сорока трех государственных и независимых киноорганизаций.

Но и кинорынок в привычной форме будет существовать. Он состоится теперь в Сочи одновременно с фестивалем «Кинотавр» с 23 мая по 2 июня.

Б. ПИНСКИЙ

28

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+