Основной инстинкт / Basic Instinct (1992)

Лавров С. Вторжение новой эротики: секс в американском кино-92 // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 21. – С. 24-27.

Вторжение новой эротики: секс в американском кино-92

Пусть это и не модно, но давайте поговорим о сексе. Если вы думаете, что фильмы, как и все достижения культуры, принадлежат обществу и отражают его истинную сущность, то что вы можете сказать о сексе на основании появившихся картин в странном 1992 году?

Конечно, в первую очередь нам бы хотелось констатировать что секса стало меньше.

Но ведь это не так. Боже, как мы прекрасно это знаем! Секс продолжает оставаться для людей таинственным и желанным предметом, постоянно будоражащим сознание.

Пусть мы живем и не в пуританское время, но секс все же представляет больший интерес тогда, когда находится под определенным запретом. Пуритане задергивали занавеску буржуазной морали: нам, обсуждая эту тему, приходится теперь непрестанно помнить о вторжении СПИДа.

Наиболее очевидным свидетельством боязни CПИДа является показ на экране физиологического акта, именуемого в медицине мастурбацией. Вероятно, кинематографисты считают это движением вперед. Первым участником таких сцен в прошлом году стал Харви Кейтел в невероятно похабном эпизоде фильма «Плохой полицейский». Его персонаж, подлый и продажный сыщик, занимается онанизмом, наблюдая за оральным сексом. Добро пожаловать в девяностые годы!

Особенно запомнился странный эпизод в картине «Одинокая белая женщина», когда мастурбирует уже Дженнифер Джейсон Ли, в отличие от похотливого Кейтела, не достигая при этом удовлетворения Новая эротика вторгается в американский кинематограф!

Но почему же так мало правдивых дискуссий о СПИДе в кино? Неужели этому мешает ненужное и застенчивое упоминание о презервативе? Например, бал-маскарад в ленте «Одиночки» был объявлен как «безопасная секс-вечеринка: приходите с вашим любимым контрацептивом». Крайне редки фильмы, которые честно и недвусмысленно обращают внимание на эту вещь. Но по большому счету табу вызванное нашествием СПИДа, тщательно избегается.

24

Трудно припомнить современный фильм, в котором хотя бы вскользь упоминалось о существований анального секса. Правда, в картине «Я – американец» все же можно наткнуться на великолепную сцену, в которой бывший мошенник подобным образом занимается любовью со своей подружкой.

Конечно, нашествие СПИДа в определенной степени сократило количество голливудских фильмов на сексуальную тематику. Но может случиться так, что кроме феномена СПИДа американские кинопроизводители волей-неволей начнут исследовать и другие непростые темы. Может быть, совсем скоро американское кино будет отражать новые формы и представления о сексе.

В «Основном инстинкте» наиболее скандальной ленте 1992 года, самая дерзкая сцена, считают некоторые, снята не в спальне (хотя удары ножа для колки льда в начале картины несомненно произвели впечатление), а в камере для допросов, когда героиня Шэрон Стоун в вызывающе коротком белом платье соблазнительно скрещивает и раздвигает свои восхитительные ноги.

В прошлогоднем американском кино наметилась любопытнейшая тенденция: на первый план выходит не сам акт, а та сексуальная энергия, которая за ним скрывается.

В этом и заключена самая большая утонченность: перенос акцента в сторону волнующей порочности. Так как регулярный свободный секс под запретом, мы предаемся случайным утехам. Некоторые из них были просто восхитительны, как нежное и немного вульгарное облизывание Мишель Пфайффер лица Майкла Китона в фильме «Батман возвращается». Но в области сексуального насилия ничто в 1992 году не может сравниться с картиной 1991 года «Мыс Страха», в которой Роберт Де Ниро засовывает палец в рот

25

молоденькой Джульетт Льюис. Это одно из самых вызывающих сексуальных оскорблений, которые видели зрители.

Де Ниро также фигурирует в другой, более пристойной эротической сцене в фильме «Ночь и город», где он и Джессика Лэнг занимаются любовью на улице, прислонясь к входной двери и неся при этом всякий вздор. Возможно, это самый откровенный эпизод года, не излучающий насилия и похоти. Такого мы давно не видели.

Но это исключение. В большинстве случаев сексом в кино-92 занимались актеры второго плана, и, публика довольствовалась просмотром тоскливого зрелища.

Некоторые наиболее памятные эротические эпизоды года построены на модном нынче вуайеризме: Джон Литгоу стоя за деревом в парке, наблюдает, как его жена прелюбодействует со своим любовником, – в картине «Воспитание Каина»; Рэй Лиотта, мерзкий полицейский из фильма «Незаконное проникновение», с завистью глазеет на Маделин Стоу, занимающуюся сексом со своим мужем; невероятно красивый Даниэль Дэй-Льюис жадно пожирает взглядом ту же Стоу в ленте «Последний из могикан».

Продолжая анализировать фильмы прошлого года, ловишь себя на мысли, что сцена может быть эротичной и без показа обнаженного тела, как, например, в ленте Ридли Скотта «1492: Покорения рая», в которой Христофор Колумб (Жерар Депардье) и королева Изабелла (Сигурни Уивер) не в силах оторвать взгляд друг от друга. Эпизод очень захватывающий, в частности, потому что Уивер возвышается над Депардье и нежное напряжение между ними становится все более обворожи-

26

тельным. Вы думаете, они собираются заняться любовью? Конечно, можете пофантазировать, однако разум вам подскажет, что они этого сделать не смогут. А жаль. Хотя эстетического наслаждения от этой сцены вы получите гораздо больше, чем от акробатических этюдов «Основного инстинкта».

Присутствие Тома Круза и Деми Мур в картине «Несколько хороших мужчин» наверняка наведет вас на соответствующие мысли. Но, увы, секс-символы там даже не целуются, что, впрочем, фильм совсем не портит.

Приведенные примеры совершенно не означают, что высокохудожественным произведениям киноискусства претит откровенное изображение половой жизни. Совсем нет. Бергман и Пазолини заставили нас в этом убедиться. Однако 1992 год выявил в американском кино различные подходы к этой щекотливой теме. Какой из них восторжествует в будущем, сказать нельзя. Надежда лишь на одно: какое бы отношение к сексу не существовало в обществе и культуре, от этого в первую очередь не должно страдать искусство.

С. ЛАВРОВ

27

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+